Авторы

Лишь бы долг родине отдать: как на флоте "зайцев"-срочников ловят

Читать на сайте radiosputnik.ru
На четверых – одна картофелина в день, а когда и картошка закончилась, стали резать на куски и жарить в печке кожу сапог – получались кирзовые чипсы. 49 дней четыре солдата выживали в Тихом океане на советской самоходной барже, пока их не заметил американский авианосец.
Участник дрейфа Асхат Зиганшин помогает водолазу надевать скафандр
В декабре 1959 года баржу "Т-36" вместе с другими такими же вытащили на берег: в бухте на курильском острове Итуруп начинались сильные сезонные штормы. Но пришло судно с провиантом для расположенного здесь советского гарнизона, и "Т-36" спустили на воду, чтобы принять груз. Поработать грузчиками отправили даже не матросов, а обыкновенных солдат-срочников. Они взяли продуктов на три дня и расположились в кубрике: четыре койки, печка и рация. Что еще нужно?..
Советские солдаты, дрейфовавшие на барже "Т-36"
США - это не галлюцинация
Планы "отдохнуть от строевой" нарушил шторм со снегом; ветер оборвал трос, которым баржа держалась за берег, и стал уносить ее в открытое море. Пробоину получили сразу, и потом все 49 дней тихоокеанской болтанки приходилось откачивать воду из машинного отделения. Дать о себе знать несчастные потеряшки не могли – высокая волна залила рацию. Их, конечно, искали – и в шторм, и когда погода улучшилась, но теплое течение Куросио – в переводе с японского "темное", "черное" – стремительно вынесло баржу далеко от каких-либо берегов.
Они были крайне истощены, почти не выходили из кубрика, страдали галлюцинациями. Одно из "голодных видений" предстало шумом вертолета, а потом человеком; он спросил на ломаном русском: "Вам помощь нужна?". С вертолета на авианосец, с авианосца – на берег Сан-Франциско. В США история выживания четверки советских солдат пользовалась гигантским вниманием. Их отпустили домой только после экскурсий и интервью, каждому дали по $100, чтобы прикупили что-нибудь в подарок родным, а те к марту 1960-го уже получили на ребят похоронки. В СССР их тоже встретили как героев. Даже наградили.
"Я в домике"
История 1960 года сегодня могла бы повториться только в одном – погода на Дальнем Востоке все такая же сумасбродная. Но потеряться в открытом океане уже давно нельзя, уверен капитан 1 ранга Владимир Мамайкин:
"В надводном положении скрыться от какого-либо наблюдения невозможно. Те же навигационные спутники ходят по таким орбитам, чтобы полностью закрыть Земной шар. Неважно, где случилось происшествие, сейчас трое суток – это выше крыши для того, чтобы получить координаты и выслать помощь. Быть скрытой для наблюдения может только подводная лодка".
Моряки-подводники делают утреннюю зарядку
Кстати, через два года после случая на барже "Т-36" произошла история на советской подлодке "К-3". Невидимым для наблюдения оказался матрос – он не был членом экипажа: перед началом похода лодки просто загружал продовольствие в трюм. Там его и нашли, когда "К-3" была уже в подводном положении. Этот случай много раз пересказывали как байку о забытом матросе. Но Владимир Мамайкин помнит это происшествие:
"Матрос хотел пойти на боевую службу с экипажем "К-3", а у них строго определенное количество людей. Вот он и спрятался в трюме, чтобы наверняка. Когда я был командиром, происходило то же самое: каждый раз перед тем, как отходить от берега, мы все трюмы проверяли – искали беглецов, которые хотели с нами пойти".
Матросы во время утреннего кросса
У любого нормального матроса, говорит капитан Мамайкин, есть желание получить значок "За дальний поход", который можно потом показать друзьям. И тот "заяц" с "К-3" его, конечно, тоже получил.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем