Налетай – подешевело. Принцип безотказно работает на любых распродажах. Купить со скидкой в "черную пятницу" можно буквально все – от зубочисток до турпутевки в экзотическую страну. Распродают одежду, обувь, предметы интерьера, книги, велосипеды, скутеры, электросамокаты и много чего другого. И, конечно, все или почти все, дешевле, чем в обычные дни. Но в таком количестве, что продавцы все равно не остаются в накладе.
Год назад, кстати, эксперты сообщили о почти двукратном росте продаж в России в "черную пятницу". Очевидно, тенденция продолжится, говорят аналитики потребительского рынка. Хотя отсутствие роста реальных доходов, которое фиксирует Росстат, влияет на модель потребительского поведения, отмечает генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
"Россияне придерживаются бережливой модели потребления. Для нее характерны покупка минимума лишних товаров, поиск наиболее выгодных предложений. Очень многие россияне ведут скрупулезно домашний бюджет, для того, чтобы не снижать качество своей жизни на фоне, к сожалению, пока не растущих доходов", – говорит эксперт.
Бизнес к этой модели активно приспосабливается. Очень быстро развивается шеринг-экономика, то есть экономика совместного потребления, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. Она уже сейчас очень популярна в среде молодежи, у так называемого поколения миллениалов, сказал в эфире радио Sputnik медиа-эксперт Антон Коробков-Землянский.
"При росте достатка люди начинают взрослеть позже, потому что у них есть возможность дольше учиться, дольше не создавать семью, дольше не заниматься вопросами трудоустройства, поиска жилья, предметов обстановки и так далее. Соответственно это влияет и на экономику потребления. Отмечу очень важный тренд – сейчас происходит "уберизация" всего и вся, когда можно все взять в аренду. Сейчас можно все взять напрокат и спокойно всем этим пользоваться", – отмечает Антон Коробков-Землянский.
Если посмотреть на рынок автомобилей, то молодежь, и российская, разумеется, тоже, предпочитает краткосрочную аренду – каршеринг. Подобные тренды начинают распространяться и на одежду. Плюс к этому постепенно начинает складываться особая культура потребления Zero Waste (ноль отходов). Эта концепция предлагает экономить по максимуму: отказываться от излишеств, не совершать импульсивных покупок, использовать и перерабатывать уже приобретенное, поясняет генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
"Zero Waste не означает отказ от продуктов первой необходимости, не подразумевает повседневного потребительского аскетизма. Известно, что до 30 процентов всех продуктов утилизируются, даже не доходя до стола. Сейчас с развитием технологий фудтеха (foodtech), которые позволяют доставлять продукты питания по мере необходимости и делать это достаточно быстро, можно не закупаться на недели впрок и не выбрасывать потом просроченные продукты. Только благодаря этому можно существенно снизить уровень воздействия на окружающую среду и избежать избыточного энерго- и другого потребления, связанного с бессмысленным расходованием продуктов питания", – уверен Иван Федяков.
Осознанное потребление будет в дальнейшем, безусловно, все больше влиять на экономику. А вот то, что оно скажется на результатах ближайшей "черной пятницы", весьма сомнительно. Хотя, может, все же меньше будет куплено ненужных вещей, которые после распродажи отправятся на свалку.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Подпишись на Telegram-канал радио Sputnik и выиграй беспроводные наушники.