Врач шел по рынку и увидел замороженные туши: "Мороз сохраняет положение внутренних органов!" – осенило его. Так родилась "ледяная анатомия" как метод изучения тела человека. Это не единственное открытие хирурга Николая Пирогова. Он родился 25 ноября 1810 года.
Хирург Николай Иванович Пирогов
Сколько тел вскрыл "ледяным методом" Пирогов, неизвестно. Работал в анатомичке по ночам после многочисленных дневных операций. Тотально распиливал трупы на тонкие пластины толщиной 5-10 мм, а в итоге в 1852 году появился первый в мире 4-томный атлас: "Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами через замороженное тело человека".
Мороз и скальпель
Если бы не Николай Пирогов, операции проходили бы по старинке. Что находится внутри человека в конкретном месте, хирург представлял условно. Хорошо, когда рядом с ним стоял анатом и подсказывал ему. В противном случае пациенту наносились лишние повреждения. "Ледяная анатомия", которую преподавал Пирогов, практически исключала ошибки.
После русского хирурга действие холода на тело человека изучали не раз. В том числе – на тело живое, но поврежденное. 21 ноября нынешнего года американские врачи впервые в мире охладили человеческий организм до состояния анабиоза. Они заменили кровь пациента физраствором с температурой близкой к нулю. Заморозив все процессы внутри при "заснувшем" от холода мозге, медики получили два часа на операцию, которая, предположительно, должна была устранить причину большой кровопотери от страшной травмы. А потом следовало отыграть назад – вернуть человеку его теплую кровь и разбудить…
Хирурги во время операции
Возможно, о чем-то таком Николай Пирогов и мечтал. Если да, то на войне. Он вошел в историю медицины основоположником военно-полевой хирургии.
Война и врач
В качестве медика Николай Пирогов участвовал в нескольких войнах. Был в действующей армии на Кавказе, во время Крымской войны (1853 – 56) работал в осажденном Севастополе. Международный Красный Крест вызвал его на франко-прусскую войну, и уже почти стариком Пирогов организовывал военные госпитали в Болгарии на русско-турецкой войне. Как военный хирург он первым начал использовать накрахмаленные бинты, пока их не сменили гипсовые повязки. Первым стал проводить обезболивание эфиром и даже сконструировал маску для наркоза, которую анестезиологи применяют до сих пор.
Подготовка к операции
Но еще важнее другое: Николай Пирогов считал самым главным делом сортировку раненых. "Это он ввел ее как обязательное для всех военных врачей правило", – отметил заведующий музеем Медицинского университета имени Пирогова Борис Мордвинцев:
«
"Прежде было сложно решить, кому оказывать первую помощь. Обращали внимание на тех, кто кричит, кто находится рядом. А Пирогов исходил из того, чтобы сразу определить степень всех нуждающихся. Первыми выделить тех, кому помощь уже не нужна – кому требуется не врач, а священник. Вторые это те, кому медицинская помощь нужна немедленно – операция если не на поле боя, то недалеко от него. Третьи те, кому помощь можно отложить и позаботиться пока об их транспортировке. Четвертые – легкораненые. Со времен Пирогова военно-медицинская помощь организована именно так".
Почтение к Николаю Пирогову было столь велико, что после смерти его тело решили забальзамировать и поместить в склеп с окошком. Перед кончиной врач сам объяснил, как это надо сделать. Процедуру повторяли несколько раз. Ребальзамированием занималась группа ученых, следящих и за сохранностью тела Ленина. Технология, по которой бальзамировали вождя пролетариата, та же, пироговская.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подпишись на Telegram-канал радио Sputnik и выиграй беспроводные наушники.