Одна переодевалась в мужской костюм и вела слежку; другая мастерила домики для убийств с куклами вместо трупов; третья под видом воровки успешно "зашухарила" "малину". Почти сто лет женщины убеждали мужчин, что могут быть отличными сыщиками.
Право называться первым в истории детективом-женщиной оспаривают француженка Аннет и американка Кейт Уорн. Аннет работала в парижском агентстве знаменитого Франсуа Видока, Кейт – в чикагском агентстве еще более знаменитого Алана Пинкертона. Обеих шефы и ценили, и любили.
Дама с усами
В детективных агентствах XIX века женщины выполняли в основном одно задание: расположить к себе вероятного преступника так, чтобы он рассказал своей "случайной собеседнице" больше, чем нужно. Агентки часто меняли внешность, а главное, должны были очень быстро соображать в случае опасности – никакого прикрытия им не полагалось. Их функции расширились, когда появилась Мод Уэст: в 1905 году она открыла в Лондоне собственное детективное агентство. Мод бралась за любые дела – финансовые мошенничества, поиск шпионов, но лучше всего разоблачала тайные супружеские измены. Слежку Мод вела в мужском образе и объясняла это так: мужчина может стоять в одиночку там, где женщина себе этого никогда не позволит.
А потом появилась Фрэнсис Ли, которую называют "мамой криминалистики" не только в ее родных Штатах, но и во всем мире. Изучая преступления, Фрэнсис создавала макеты места действия. Она строила кукольные домики, в которых воспроизводила все в точности – разбросанную мебель или мешки с сеном, если это был сарай; у повешенного человека было сходство с погибшим, младенец, застреленный в кроватки, лежал под одеялом "того самого" цвета. Фрэнсис шила куклам-трупам одежду, рисовала кровавые следы на полу по размеру их ног – таких домиков у нее накопилось больше двух десятков. В 1932 году она приехала с ними в Гарвард преподавать криминалистику. 18 макетов Фрэнсис Ли до сих пор используют в обучении.
Женщина с лупой
Мурка и "малина"
Сегодня женщины-следователи не редкость, но в среде оперативников их все же меньше, чем мужчин. Об этом рассказал Игорь Мацкевич – профессор Московского государственного юридического университета:
«
"В качестве следователя женщина ничуть не хуже мужчины и даже лучше по определенным категориям дел, где требуются усидчивость, анализ. Например, экономические преступления. Эти дела долго длящиеся, для них нужно терпение, хорошая память на детали – там женщины вполне годятся. А что касается сыщиков, то тут женщины на вторых ролях, потому что оперативная работа довольно грубая".
Самая известная в России женщина-оперативница – это, конечно, Мурка, про которую сочинили популярную блатную песню. Ее звали Марусей Климовой. В 1922 году она внедрилась в одесскую банду Мишки Бриллианта. В песне поется, что Мурка "зашухарила" ее, то есть раскрыла, за что и получила "маслину", то есть пулю. На самом деле Марусю Климову не убили; она проработала еще не одно десятилетие, правда, уже не в Одессе, а в Ленинграде, и в 1952 году вышла на пенсию в звании капитана милиции.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© Гостелерадио (1979)
Лариса Удовиченко в роли Маньки-Облигации и Наталья Данилова в роли Варвары Синичкиной в фильме "Место встречи изменить нельзя"
Подарим умные стильные наушники подписчику радио Sputnik. Подробности тут.