"Российская летопись". Михаил Иванович Пыляев, эрудит и оригинал

Пыляев, автор книг "Замечательные чудаки и оригиналы", "Старая Москва", скончался, как солдат на посту – за письменным столом. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В ноябре 1842 года родился историк и литератор Михаил Иванович Пыляев. Его книги, в частности, "Старый Петербург", "Старая Москва", "Замечательные чудаки и оригиналы" известны и поныне.
Хотя Михаил Иванович родился в Санкт-Петербурге, он до кончины был приписан к купечеству старинного города Гдова. Отец постарался дать своему сыну хорошее образование. Пыляев учился в Реформатском училише, кстати, вместе с будущим писателем-юмористом Н.А. Лейкиным. Позднее Михаил Иванович слушал лекции в Харьковском университете, много путешествовал: исколесил всю Европу, побывал в Турции, Египте.
картина художника Ивана Крамского "Портрет А. С. Суворина"
В молодости он подружился с братьями-литераторами Курочкиными и был близок к кружку журнала "Искра". Правда, это никак не отразилось на его монархических убеждениях, а оппозиционно-критическая деятельность "Искры" с ее сатирической поэзией и карикатурой была чужда Пыляеву. В 1859 году в "Искре" появилась первая статья Михаила Ивановича. Позднее он сотрудничал практически во всех крупных петербургских изданиях. Последние 20 лет жизни – с журналом А.С. Суворина "Новое время" – самым лучшим повременным изданием того времени.
Пыляев часто не подписывал статьи, так что ныне собрать их все нет возможности. Приведу некоторые наиболее значительные работы: "Блажные на Руси", "Петербург ночью", "Начало зрелищ в России", "Исторические колокола", "Как ели в старину", "Азартные игры в старину", "День генералиссимуса Суворова"...
Вокруг Пыляева сформировалось своеобразное литературно-театральное общество, которое почти ежедневно собиралось в отдельной комнате в ресторане "Малый Ярославец". Среди завсегдатаев кружка были актер И.Ф. Горбунов, писатель Д.В. Григорович, поэт А.Н. Плещеев, редактор "Нового времени" М.П. Федоров, поэт А.Ф. Иванов-Классик, композитор Г.А. Лишин...
Первым заметным крупным трудом Пыляева стала книга "Драгоценные камни", изданная в 1877 году. В ней собран большой материал по истории этих минералов, их местонахождении и использовании.
Снимок из журнала "Искры" за 1912 год
А известность пришла к Пыляеву после публикации в 1887 году объемной и богато иллюстрированной книги "Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы". В ней повествовалось об истории города, формировании его архитектурного ансамбля. Михаил Иванович развернул широкую панораму городской жизни, сообщал о пожарах и наводнениях, освещении и благоустройстве улиц, приводил сведения о строительстве первого моста через Неву, о столичных извозчиках, клубах, модах, зверинце и кладбищах... Значительное место в книге занимают литературные портреты: рассказы о Меншикове и Потемкине, Зубовых и Орловых, Тредиаковском и Сумарокове, а также о простых петербуржцах.
Колоссальный материал, собранный Пыляевым для "Старого Петербурга", лег в основу еще двух книг: "Старое житье" и "Замечательные чудаки и оригиналы". В "Старом житье" Пыляев рассказал о старинных русских обрядах, обычаях и укладе домашней и общественной жизни. Книга "Замечательные чудаки и оригиналы" повествует об исторических лицах, оставивших по себе память неординарностью облика и поступков, странностью привычек и образа жизни.
В 1889 году вышла в свет книга "Забытое прошлое окрестностей Петербурга". В ней – история Петергофа и Царского Села, Стрельны и Ропши, загородных дач высшей петербургской аристократии. В числе действующих лиц книги: вице-канцлер граф Бестужев-Рюмин, канцлер князь Безбородко, богослов Феофан Прокопович...
Популярность Пыляева росла, несмотря на то, что многие рецензенты обвиняли его творения в компилятивности, в стремлении развлечь непритязательного читателя. Но никто не отрицал его незаурядной эрудиции.
Современник вспоминал: "Не проходило недели, чтобы Пыляев не получал писем с различными просьбами. То столетие какого-нибудь здания, учреждения, полка. У Михаила Ивановича постоянно наводили справки, и никто, кроме него, не мог дать в таких случаях ценных указаний и ссылок на редчайшие документы".
К Пыляеву как знатоку русской старины, обращались многочисленные корреспонденты: актер и педагог М.И. Писарев, профессор Д.Н. Анучин, историк русского театра Ю.Д. Беляев, писатели Д.В. Григорович и Н.С. Лесков, мастер устного рассказа актер И.Ф. Горбунов.
А.Н. Плещеев, друг и сосед Пыляева, в воспоминаниях запечатлел бытовую обстановку, которая окружала неутомимого труженика:
"Пыляев жил один, без прислуги, занимая две комнатки, которые незаметно с каждым годом заваливал книгами, скупая их на рынках и у букинистов. В конце концов выросли горы книг, и Михаил Иванович, несмотря на свою память, затруднялся многое найти и предпочитал ходить за нужными справками в публичную библиотеку.
Пыляева все знакомые упрекали, что он не ремонтирует своей квартиры, потолки и стены которой положительно почернели. Но Михаил Иванович отлично сознавал, что теперь еще он мог пользоваться своими книгами, а если их потревожат, то все перепутают, собьют его с толку.
Санкт-Петербург, Невский проспект. 60-е годы 19 века.
Помимо груд книг, в комнате помешался письменный стол с грудой бумаг, записочек, гравюр, два кресла, диван и кровать. Вот и вся обстановка Скромного приюта труженика, где он работал по ночам часто до пяти, шести часов утра.
Гостей Пыляев не любил. Не раз заставал его озабоченным и недовольным.
‒ Что с вами, Михаил Иванович? ‒ интересовался я.
‒ Генерал Икс два письма прислал, я не успел зайти к нему, сам приезжал, не застал и завтра опять приедет... Где мне его принимать!
‒ Что ему нужно?
‒ Просит сообщить биографические сведения о его прадеде.
‒ Да вы-то, Михаил Иванович, знаете ли?
‒ Нашел кое-какие сведения, да принимать у себя не очень люблю.
Пыляев, чтобы избавиться от визита генерала, рано утром бросился к нему и, к своему удовольствию, застал его дома. "Боюсь, чтобы благодарить не приехал, запрусь на ключ!"
В 1891 году из печати вышла книга "Старая Москва". В ней Пыляев рассказывает о быте, нравственных устоях, обычаях, обрядах и развлечениях москвичей XVIII века.
Несмотря на успех среди читателей, книга подверглась сокрушительной критике в журнале "Русская мысль". Анонимный рецензент упрекал Михаила Ивановича в отсутствии системы, четкого плана, точности сообщаемых сведений, непростительных пробелах в описании московских памятников. "Нельзя же, ‒ писал суровый критик, ‒ описывая Москву, пропускать, как это делает г-н Пыляев, Сухареву и Меншикову башни, Красные ворота... Нельзя упоминать вскользь всего о пяти монастырях... Не за свое дело взялся Пыляев!"
Бронин. Вид Театральной площади от Большого театра в сторону Китай-города. 1840-е гг
Суровый приговор, вынесенный рецензентом "Старой Москве", которую он представил как сборный винегрет из случайно попавшихся автору под руку исторических и бытовых фактов, был, несомненно, несправедлив. И хотя неточности у Пыляева действительно встречаются, все же аргументы, приведенные рецензентом, свидетельствуют не только о явной недоброжелательности, но, прежде всего, о нежелании разобраться в творческом замысле автора. Ведь Пыляев вовсе не собирался написать подробную историю Москвы. Самое главное в его книге – дать читателю почувствовать, физически ощутить дыхание и обаяние старой Москвы. А этой цели Пыляев безусловно добился.
Пыляев также занимался и нумизматикой, и искусствоведением, и даже народной медициной. Медицинской практике Пыляева посвятил один из своих искрящихся юмором рассказов Иван Федорович Горбунов:
"Мишу помню давно. За кулисами у нас в Александрийском театре был своим человеком. Носил нам из отцовской лавки в Гостином дворе парфюмерию. Его все любили. И вдруг Миша пропал! Нет Миши! Исчез и ни слуху, ни духу... Много времени спустя приезжаю я в Воронеж. Сижу в местном саду за столиком. Подходит ко мне знакомый помещик.
‒ Как, спрашиваю, поживаете?
‒ Да я ничего... жена вот болела, кому ни показывал, толку нет.
‒ Надо бы с знаменитыми докторами посоветоваться.
‒ Непременно... Я за этим в городе! Сегодня, как я узнал, приехал ваш знаменитый петербургский врач.
‒ Кто такой?
‒ Михаил Иванович Пыляев.
Сухарева башня
Тут мы встретились с Мишей и провели несколько дней.
Потом мы с Мишей гостили у одного помещика. И там он тоже практиковал, делал операции, давал снадобья. Все ему были благодарны. Однажды Миша пошел гулять и пропал. День ждем, два ждем, три... думали ‒ утонул. Дали знать становому, всему начальству. Пропал и вещи оставил. Три месяца прошло, и вдруг получаем от Миши письмо из Египта"...
Своими медицинскими советами Пыляев поставил на ноги тяжело больного генерала В.И. Асташева. Между писателем и миллионером-меценатом родилась ничем не омраченная дружба. Они совершили совместную поездку в Сибирь, во время которой Пыляев познакомился с золотыми приисками генерала, собрал большую коллекцию минералов.
"Михаил Иванович, ‒ вспоминал Плещеев, ‒ не раз указывал генералу на бедных, нуждающихся людей, к которым Асташев приходил на помощь, избегая при этом малейшей огласки. Как счастлив был Пыляев, когда сознавал, что благодаря доброте Асташева ему удавалось спасти кого-нибудь от горькой нужды, прийти на помощь бедному в тяжелую минуту".
Сердечный, далекий от всяких интриг, Пыляев оставил по себе благодарную память. Современники вспоминали, что он был добрым, отзывчивым, жизнерадостным человеком, обладавшим юмором и наблюдательностью. Отличительной чертой Пыляева было трудолюбие. Он скончался 21 января 1899 года, 57 лет от роду. Как солдат на посту – среди книг. На письменном столе осталась незаконченная рукопись – "Анекдоты и случаи из жизни Пушкина", которую Михаил Иванович готовил к предстоящим торжествам по случаю 100-летия со дня рождения поэта.
В этом выпуске вы также услышите:
– Взятие Суворовым Варшавы.
Слушайте полную версию программы:
Подарим умные стильные наушники подписчику радио Sputnik. Подробности тут.
Обсудить
Рекомендуем