Тридцать первого октября 1811 года был торжественно открыт Императорский Царскосельский лицей. Он был основан по указу императора Александра I, а учебная программа разработана Михаилом Михайловичем Сперанским.
Для Лицея был отведен огромный четырехэтажный дом – бывший флигель Екатерининского дворца. На нижнем этаже помещались хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и других лицейских чиновников; на втором этаже – столовая, больница и конференц-зал с канцелярией; на третьем – зал, классы, физический кабинет, библиотека. На верхнем, четвертом этаже, разместились 50 номеров для лицеистов. В каждой комнате – "келье", как называл ее Пушкин – были железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул и стол для умывания.
Императорский Царскосельский лицей в Санкт-Петербурге
Поэт занимал келью под номером 14, у его соседа и друга Ивана Пущина – №13. Перед смертью Пушкин произнес: "Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать". Иван Малиновский – это еще один лицейский товарищ поэта...
Лицей предполагал в первую очередь подготовку государственных чиновников высших рангов. В него принимали 10-14-летних подростков ‒ один раз в три года. Продолжительность обучения – шесть лет. Лицеисты изучали исторические, нравственные, физические и математические дисциплины, а также занимались изящными искусствами, учились танцам, фехтованию, верховой езде. Впервые в российском учебном заведении лекции читались только на русском языке.
Лицеистов поднимали в шесть часов утра. Они молились, завтракали. Потом начиналась учеба – всего около семи часов в сутки. Покидать территорию лицея воспитанники могли только в сопровождении гувернера.
Кстати, лицеистам запрещалось носить очки. Поэтому близорукому Дельвигу все женщины казались красавицами. "Как я разочаровался после выпуска, когда надел очки!", – скажет он позже с улыбкой...
Комната Пушкина в лицее
Уже первый выпуск вполне оправдал ожидания властей. В числе выпускников числятся не только Пушкин и Дельвиг, но и будущий канцлер князь Горчаков, видный государственный деятель граф Корф, филолог Яков Грот, глава МИД Николай Гирс, Салтыков-Щедрин, Лев Мей и многие другие. Кстати, среди прочих Лицей закончил и революционер Буташевич-Петрашевский...
Надо признать, что Пушкин учился в Лицее весьма плохо: закончил учебу 26-м из 29-ти учеников. Лучше всего поэту давались словесность, языки и фехтование. Хуже всего – логика и математика.
Впоследствии он написал стихотворение "19 октября", посвященное Лицею. В нем были строки, не вошедшие в окончательный вариант:
Пускай опять Вальховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.
Учеников в Лицее рассаживали по успеваемости. Так что и в пушкинские времена уже была в классах своя "камчатка".
Царскосельский лицей
В январе 1815 года в Царскосельском лицее состоялся первый публичный экзамен, который воспитанники держали при переходе с первого на второй курс. На нем присутствовали преподаватели, военные, представители высшего духовенства, столичные вельможи.
Среди них – Гавриил Романович Державин. Экзамен очень утомил старого поэта. Он дремал все время, пока лицеистов спрашивали из латинского языка, из французского, из математики и физики. И оживился только, когда начался экзамен русской словесности. Вызвали Пушкина. Стоя в двух шагах от Державина, он прочитал "Воспоминания в Царском Селе".
Когда Пушкин дошел до стиха, где упоминал имя Державина, голос его задрожал, а на глазах маститого поэта появились слезы.
Пушкин позднее вспоминал: "Голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли".
Тогдашний министр народного просвещения граф Алексей Кириллович Разумовский в присутствии Державина сказал отцу Пушкина Сергею Львовичу: "Я бы желал, однако, образовать сына вашего к прозе". На что Державин с жаром возразил: "Оставьте его поэтом!".
Именно тогда старый Гавриил Романович назвал своего юного собрата по перу восходящим "солнцем русской поэзии".
"Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил..." – напишет позднее Пушкин в "Евгении Онегине". И действительно: Державина не стало всего через год после знаменитого экзамена...
Императорский Царскосельский лицей в Санкт-Петербурге
В этом выпуске вы также услышите:
– Кривошеин, соратник Столыпина.
– Квасник-Голицын, придворный шут Анны Иоанновны.
Слушайте полную версию программы:
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен