Авторы

Землетрясения в Москве: когда следующее?

Густой туман окутал город. Земля вздрогнула дважды. В это время трехлетний малыш гулял с няней в Юсуповском саду. Его звали Саша Пушкин. Он оказался самым знаменитым свидетелем московского землетрясения 26 октября 1802 года.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Землетрясение продолжалось 20 секунд и не нанесло вреда. Но как большую редкость для Москвы его описал Николай Карамзин. Историк ссылался на физиков, когда пояснял: "В глубине земли есть пустоты: в них-то и свирепствует воспламененный воздух". Он же заметил: "Теперь ждем известий из чужих краев. Вероятно, московское землетрясение было только эхом какого-нибудь другого".
Беда приходит из Карпат
В тот день действительно произошло одно из сильнейших в Европе румынское землетрясение. Сила его достигала почти восьми баллов. В Бухаресте за десять минут рухнули все дымоходы, памятники, княжеские дворы с высокими постройками и, конечно, монастырские башни. Чудом было то, что погибли только четыре человека, причем трое стояли под одной башней. Эпицентр находился в горах Вранча на глубине 150 километров.
Триумфальная арка в Бухаресте
Именно оттуда, из сейсмически активных Карпатских гор, докатывались все землетрясения в Москву и до, и после 1802 года. Последствия были разные. По-настоящему москвичи напугались только дважды. Первый раз в 1445 году, когда по всему городу на церковных колокольнях сами собой зазвонили колокола, а в Кремле рухнул собор. Разумеется, это сочли дурным знаком. Второй раз был в 1977 году — в Бухаресте тогда ощущалось около девяти баллов. В Москве — не более четырех, но в столице было уже немало построек серьезной высотности, и в них, на значительном удалении от земли, сила тряски достигала семи баллов. Многие люди запаниковали, особенно после безответственных газетных публикаций о том, что из Москвы надо эвакуироваться.
Ждать или бежать?
В действительности Москва едва ли не самое безопасное место на всей Европейской России. В этом уверяет директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики Петр Шебалин:
«

"С точки зрения естественной сейсмичности Москва очень спокойная территория. Землетрясения всегда тектонические, это высвобождение энергии, которая копится в системах разломов. Самые крупные происходят в зонах, где океаническая кора подплывает под континентальную. В Москве нет тектонической активности, нет разломов и могут ощущаться только далекие глубокие землетрясения. Так было в 2013 году, когда мы впервые ощущали землетрясение не европейское, а в Охотском море: оно произошло под Камчаткой на глубине около 600 километров".

Репродукция картины Кузьмы Петрова-Водкина "Землетрясение в Крыму"
Тем не менее, если подсчитать все московские землетрясения, то видна тревожная закономерность. Какими бы они ни были легкими, их становится больше. Если с середины XV века до конца XIX зафиксировали всего четыре встряски, то за последние неполные 150 лет уже восемь. Об эвакуации из Москвы думать, конечно, необязательно, но на всякий случай стоит потренироваться в скоростном беге из высотного здания. При минимальной "качке" дома надо покидать немедленно.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Обсудить
Рекомендуем