Джон Рид – один из трех американских граждан, чьи останки покоятся в некрополе на Красной площади. Два других – это профсоюзный лидер Уильям Хейвуд и генеральный секретарь Компартии США Чарльз Рутенберг. Урны с их прахом замуровали в Кремлевской стене в конце 1920-х годов. Когда хоронили Джона Рида, такой практики еще не было. Его последним пристанищем стала братская могила, в которой, кроме него, лежат такие видные представители международного коммунистического движения, как француженка Инесса Арманд и норвежка Августа Осен. Все они были "большими друзьями Советской России".
© Фото : Library of Congress
Американский журналист Джон Рид
"10 дней, которые потрясли"
Самую громкую известность Джону Риду принесла его книга об Октябрьской революции: "10 дней, которые потрясли мир". Вдвоем с женой, тоже прокоммунистической журналисткой, они были свидетелями двух революций 1917 года, оба посвятили России не одну книгу, дружили с членами советского правительства, имели личные пропуска в Кремль, подписанные Лениным. Он, кстати, рекомендовал "рабочим всем стран" прочитать книгу "товарища Джона Рида" и даже написал к ней предисловие.
"Десять дней, которые потрясли мир". Постановка Юрия Любимова в Московском театре на Таганке
Однако после смерти журналиста заговорили о том, что его отравили и что он был двойным агентом – России и США. По этому поводу главный научный сотрудник Института всеобщей истории Александр Петров сказал:
«
"Яркие личности всегда находятся под пристальным вниманием, и именно им часто приписывают невероятные факты биографии. На мой взгляд, Джон Рид был независимым журналистом, который из идейных побуждений описывал то, как в России происходило становление нового государства. Он пытался донести до американцев, что представляла собой русская революция, кто такие деятели этой революции. Он находил краски для того, чтобы описать безысходность, разруху, настроения "непонятно, что будет дальше", но и светлое будущее тоже".
Тем не менее, помимо журналистских публикаций Джона Рида, со временем открылись и другие материалы – они, как минимум, задают загадку.
CC BY-SA 4.0 / Tothkaroj / Kremlin Wall Necropolis (cropped a photo)
Надгробная плита у Кремлевской стены
Не опасен и управляем
С одной стороны, Джон Рид совершил два десятка поездок по США, агитируя за Октябрьскую революцию и хорошее отношение к России; с другой стороны – он был успешным коммерческим журналистом, который специализировался на сенсациях. С третьей – он пересекал множество границ в Европе, и были случаи, что его задерживали с двумя-тремя паспортами и бриллиантами непонятного происхождения. Примечательно, что за перипетиями бурной жизни Джона Рида следил представитель одной крупной торгово-промышленной компании США Уильям Франклин Сэндс. На фоне очередной передряги, в которую попал Рид, Сэндс написал письмо советнику при американском Госдепе. В нем есть такие строчки:
"Я не верю, что г-н Рид является "большевиком" или "опасным анархистом". Он может быть управляем. Не могли бы мы использовать его вместо того, чтобы озлоблять и делать из него врага?"
Джон Рид на митине в Нахичевани (Азербайджанская СССР)
Свет на тайну Джона Рида не пролила даже его жена. Став вдовой, Луиза Брайант вышла замуж за дипломата Уильяма Буллита: в 1919 году он возглавлял секретную международную миссию в Советскую Россию, встречался с Лениным, а в 1933-м стал первым послом США в СССР. Надо ли говорить, что разоблачения любого рода вблизи такой фигуры никому не были нужны.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен