Авторы

Жизнь насекомых: дрозофил и людей роднит неожиданная вещь

Стоит забыть на столе персик, и невесть откуда берется стайка мерзких плодовых мушек. Кто их с руганью не гонял? Между тем, за открытый у них ген биочасов три американских биолога 2 октября 2017 года были объявлены лауреатами Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Дрозофилы фруктовые мощно послужили науке. Оказалось, "их" ген хитро кодирует белок. Притом не только у них самих, а внутри каждой клетки на планете. У всего, что растет из земли, ходит по ней, а также ползает, плавает и летает, есть часовые гены: они вырабатывают часовые белки, и те сообщают клеткам, какое сейчас время года, суток и чем стоит заняться: лечь спать или нагружать себя делами.
Спросите у таракана, который час?
Тараканы
Разобраться с биоритмами помогали не только мухи, но и тараканы. Английский биолог Дж. Харкер еще в 1960 году расчленила таракана и нашла у него под глоткой нервный узел: выяснилось, что он отвечал за внутренний часовой механизм. Более того: когда узел от таракана из Великобритании пересадили новозеландскому таракану, тот начал жить у себя в Полинезии по лондонскому времени. Думали и у человека найти некий "орган", отвечающий за настройку на день и ночь и общее биологическое чувство времени. Но оказалось, что если выбирать между тараканом и, например, цветком в горшке, то человек растению ближе. Еще в XVIII веке французский астроном де Меран поставил в темную комнату мимозу, и она ритмично поворачивалась в течение суток так, словно с одной стороны солнце всходило, а с другой заходило. Никаких особых "органов" у цветка не было, тем не менее "биологические" ритмы ему кто-то задавал. Изнутри.
Всех касается, никто не убежит!
Негативные последствия синдрома смены часовых поясов
Даже обидно: в самом главном человек не изменился с доисторических времен и как овощ какой-то "завязан" на день и ночь, свет и тьму. Организму все равно, пофигист вы или ответственный работник – у обоих жизнь расписана по внутренним часам. Почему так, отчасти непонятно даже доктору медицинских наук Людмиле Буравковой:
«
"В нашем организме есть ритмы, о которых мы и не подозреваем. Что-то одно меняется внутри нас каждый час, что-то другое – через шесть часов, третье – каждые несколько секунд, четвертое – через 20 дней, а мы еще не разобрались до конца с обнаруженными генами, которые настраивают околосуточный биоритм! Экспрессия этих генов очень аккуратно регулирует внутриклеточные функции и у червей, и в организме человека – в любых, абсолютно любых живых системах".
С внутренними часами бороться бесполезно. Попытки человека поменять их ход в общем известны: что-то вроде волевого самопринуждения либо кофеина или мелатонина, в зависимости от ситуации. Но помогает ненадолго. Где бы вы ни жили, как бы часто ни пересекали часовые пояса, внутренние биологические часы обязательно подстроятся под внешние условия, и вы начнете жить в привычном суточном режиме. Если же упереться и перестраивать часы по собственному желанию, предупреждает Людмила Буравкова, сначала почувствуете свою профессиональную и человеческую неэффективность, а потом начнется так называемая психологическая раскачка: это еще не психическая болезнь, но уже звоночек.
Девушка спит в салоне самолета
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Обсудить
Рекомендуем