Авторы

Убийца Распутина: английский след в русском деле

Цианистый калий был во всем, что любил Григорий Распутин: в пирожных, мадере, но револьвер сработал надежнее… Убийца Распутина пережил свою жертву больше чем на полвека: 27 сентября 1967 года скончался светлейший князь Феликс Юсупов.
Читать на сайте radiosputnik.ru
О том, что произошло декабрьской ночью 1916-го в подвале Юсуповского дворца, известно только из мемуаров самого князя. Остальные участники убийства молчали. Однако альтернативная версия событий все же есть. Она возникла после того, как на трупе Распутина, вынутом из Невы, нашли свидетельства пыток и след от английской безоболочечной пули: она оставила рваные края вокруг отверстия в черепе.
Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина в подвале Юсуповского дворца
Любовь и ненависть
Князю Юсупову тогда было 29 лет. Он все еще оставался главным светским львом Петрограда, хотя его и принудили отказаться от некоторых развлечений после женитьбы на племяннице Николая II. До брака первый столичный красавец не скрывал того, что он трансвестит и бисексуал. В женском образе выступал в кабаре, в мужском ездил по вызову офицеров в ресторан, дома принимал любовниц и, как написал позднее, по-настоящему "любил только себя". А по-настоящему ненавидел лишь одного человека: Григория Распутина.
В этой ненависти с Юсуповым объединились многие из русской великокняжеской верхушки плюс группа офицеров британской разведки. Среди них выделялся Освальд Рейнер – очень близкий друг Юсупова еще со времен его учебы в Оксфорде. Имя Рейнера стоит на обложке книги об убийстве Распутина, написанной Юсуповым в парижской эмиграции. Ряд исследователей считает, что Рейнер был не только переводчиком мемуаров, а еще и соавтором. Но главное – соучастником резонансной расправы.
Репродукция фотографии Григория Распутина (1872-1917)
Дилетанты и профессионалы
По версии убийства с британским участием, Григорий Распутин был опасен как немецкий агент при русском императорском дворе. Он действительно склонял императрицу Александру Федоровну, на которую имел большое влияние, к заключению сепаратного мира с Германией в Первой мировой войне. При этом интеллектуальные возможности "Гриши", как его называла семья Романовых, были нулевыми. Но по странным причинам этот невежественный и хамоватый мужик составлял, например, письма в адрес короля Греции и иные политические тексты. Разумеется, за ним стояли "кукловоды" прогерманского толка – таково мнение большинства историков. Если да, то англичане имели основания опасаться, что Россия выйдет из войны и 70 немецких дивизий освободятся для боевых действий. Как заказчики убийства офицеры британской разведки развивали план действий вместе с Феликсом Юсуповым, регулярно посещая его дворец – об этом вспоминал возивший их шофер. Более того, как писал историк британских спецслужб Эндрю Кук, в самый ответственный момент русские заговорщики действовали дилетантски, и потребовалось вмешательство друга Юсупова – офицера Рейнера с револьвером Webley.
Великокняжеский заговор
Есть и еще одна версия устранения Распутина. Ее придерживается историк и писатель Александр Широкорад, не отрицающий на уровне highly likely и британского участия. Он считает, что изначально и именно в русской великокняжеской среде был организован гораздо больший заговор: сразу после убийства Распутина "или убить, или арестовать супругу Николая II":
«
"Императрицы в России со времен Павла I занимались исключительно благотворительностью и организацией различных церемоний, не более того. Ни одна не участвовала в политических делах. Но с 1915 года, когда Николай II принял на себя командование армией, он постоянно находился в ставке в Могилеве. Волей-неволей министры ходили с докладами к царице, и это многих раздражало. Как и то, что возникли два центра власти: могилевская ставка главнокомандующего и Царское Село, куда к тому же постоянно приезжал Распутин как доверенное лицо Александры Федоровны".
Григорий Распутин с группой придворных дам.
Заговор был сорван сразу после убийства Распутина. По требованию двора все подозреваемые покинули столицу. Началась так называемая большая высылка великих князей: в лучшем случае – по фамильным имениям, в худшем – в Персию, где Россия воевала с Турцией. Несколько офицеров были убиты, Феликса Юсупова, прежде чем отправить в Крым, взяли под домашний арест. Арест больше походил на охрану, считает Александр Широкорад: военные в оцеплении дворца Юсупова были готовы защищать князя в случае попытки его уничтожения. Аристократия всецело приветствовала убийство Распутина. А по великосветским салонам открыто сожалели о том, что убили не всех, кого хотели.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Обсудить
Рекомендуем