150 лет назад управляющие одной железнодорожной компании Джей Гулд и Джеймс Фиск – им потом дали прозвище "бароны-грабители" – придумали хитрую схему обогащения: скупить как можно больше золота. В результате должны были подняться цены на зерно, а потом и тарифы на его железнодорожные перевозки.
С золотой вершины – в мусорный рейтинг
Первый пункт финансовые махинаторы выполнили блестяще – цена на золото подскочила на 65%. Однако на пике ажиотажного интереса президент США потребовал выставить на торги значительную часть государственного золотого запаса. Казначейство выбросило на рынок так много драгметалла, что обрушилась и цена на него, и сам рынок. Ту "черную пятницу" долго помнили тысячи разорившихся граждан. Одного из виновников биржевого краха – Джея Гулда банкроты однажды чуть не убили на улице, так что у него развилась паранойя. Что касается ценных бумаг его железнодорожной компании, то их рейтинг стал "мусорным".
"Это очень поучительный урок", – говорит эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев:
«
"Кризисы в связи с ценой на золото случались и до XIX века. Например, то, что не любят вспоминать: когда после "визита" Колумба в Южную Америку было привезено золото в Европу и на длительное время цена на него упала. Или когда крестоносцы в XI веке разграбили Храм Гроба Господня в Иерусалиме: тогда тоже в Европу пришло столько золота, что цены на него просели".
© Фото : предоставлено Управлением древностей Израиля
Самый большой в истории Израиля клад золотых монет
Но нет худа без добра. Едва улегся кризис после первой "черной пятницы", как нашелся человек, который понял, что и в случае проседания цен на что-либо можно прилично обогатиться.
Неудачник начинает и выигрывает
Это был не хитроумный финансист, а полный неудачник – помощник продавца в одном из магазинов Пенсильвании. Звали его Фрэнк Вулворт, работал он плохо, и когда ему в очередной раз пригрозили увольнением, он выставил на продажу все, что по его вине залежалось, но "по пять центов за штуку". Товар смели в один день, выручка зашкалила, и уже через пять лет Вулворт имел собственную розничную сеть с миллионными оборотами. Благодаря ему появились рождественские скидки и любимое развлечение американских шопоголиков – ежегодная большая распродажа: в пятницу после Дня благодарения. Ее тоже называют "черной", хотя самое неприятное, что может произойти, – это застрять в пробке на подъезде к магазину или получить затычину в борьбе за последний экземпляр товара со скидкой.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Акция "Черная пятница" в Москве
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен