Авторы

Коммунистическое проклятие Чарли Чаплина

"Попутчик красных", "вон из нашей страны в Россию", "его фильмы тычут в зрителя коммунистическим пальцем". Все это с конца 1940-х годов читал о себе в американской прессе Чарли Чаплин. 19 сентября 1952 года знаменитому актеру и режиссеру запретили возвращаться в США из поездки в Великобританию.
Читать на сайте radiosputnik.ru
О том, что он персона нон грата в стране, где прожил уже полвека, Чарли Чаплин узнал на борту трансатлантического лайнера. Он направлялся в Лондон, там ожидалась мировая премьера его фильма "Огни рампы", автора собирались чествовать, настроение у него было хорошее. Тем более что Чаплин ехал на родину. Оставаться в Европе до конца дней он не планировал, но пришлось.
Кино не про то
Чарли Чаплин попал, как кур в ощип, в абсурдную ситуацию. Его, преуспевающего кинодеятеля, одного из наиболее дорогих, а к началу 1920-х годов – самого дорогого артиста Голливуда обвиняли в поддержке коммунизма и выставляли чуть ли не советским агентом. При этом никого не смущало то, что Чаплин был бизнесменом с миллионными капиталами, жил широко, имел массу внебрачных связей при славе сердцееда, и все это вместе мало рисовало облик идейного коммуниста. Однако то, чего недоставало в "портрете", Чаплину дорисовали, невзирая на банковские счета того, кто всю жил был на экране "Маленьким бродягой".
Чарли Чаплин. Бегство в автомобиле (1915)
Припомнили его фильмы на остросоциальные темы – один назывался "Новые времена", другой "Месье Верду" – и оба нашли недостаточно лояльными к властям США. Даже картину "Великий диктатор", откровенную сатиру на Гитлера, больше не считали такой уж прогрессивной. Потому что антифашизм и антинацизм Чаплина, чего он не скрывал во время Второй мировой войны, связали с симпатией к Красной армии как победительницы гитлеровской Германии. Чаплин и этого не скрывал. Более того – был среди тех американцев, которые в середине 1940-х выступали за открытие второго фронта и активные союзнические действия США. Пусть Чаплин и не ездил в СССР, хотя его приглашали, но он оказался виновен в том, что не выступал с антисоветскими заявлениями. Такую же "вину" с ним разделили сотни американцев, среди которых были и всемирно известные личности.
"Не наши" люди в Голливуде
Все началось с того, что "у руля" США появился и разбушевался Джозеф Маккарти. Ограниченный и чокнутый на коммунистических происках сенатор от штата Висконсин составлял длинные списки врагов государства, которых "вычислял" среди госслужащих и военных, но особенно – среди людей науки и искусства. До тех пор, пока его не отстранили от дел из-за явных переборов, а он опечалился, спился и умер, США сотрясались от "охоты на ведьм". "Ведьмами" считались коммунисты, коммунистами – все, кто был недостаточно патриотичен, патриотизм же надо было подтверждать проявлением ненависти к СССР.
Сенатор Джозеф Маккарти. 1950
Людей вызывали на допросы, требовали доносительства, выдавливали из страны тех, кто не подчинялся новым правилам игры или, как минимум, составляли из них черные списки. И в Голливуде была такая своя "черная десятка", дополненная еще одной десяткой неблагонадежных. В их число повезло попасть писателям Артуру Миллеру и Ирвину Шоу, композиторам Бернстайну и Копланду, пытались притянуть к ответственности "за взгляды" даже нобелевских лауреатов Альберта Эйнштейна и Томаса Манна, но тут уже "прогрессивная общественность" не стерпела.
"Холодно – горячо": игра не по-детски
Потом эти времена получили свое название: эпоха маккартизма, которая обозначала начало холодной войны. "Это был самый тяжелый момент двусторонних отношений СССР и США", – уточняет заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов.
«
"Конец 1940-х – начало 50-х годов оказался наиболее напряженным периодом в полувековой истории холодной войны как геополитического противостояния, потому что тогда эта война переходила и в горячие стадии. Так было в Корее, где в военных действиях принимали участие с одной стороны советские вооруженные силы, с другой американские, а с третьей – корейцы, расколотые надвое. И в этой ситуации американцы действовали не менее жесткими идеологическими средствами, чем сталинское руководство. Маккартизм был самой яркой страницей этого давления на всех тех мыслителей, деятелей искусства да и бизнеса тоже, которые не вписывались в антисоветскую и яростно антикоммунистическую парадигму. А Чарли Чаплин уже с начала 1920-х вызывал подозрения, считался склонным к идеям социализма, позднее водил дружбу с представителями советской культуры. Но симпатизантом Советского Союза он никогда не был, это известно".
Чарли Чалин во время получения премии "Оскар" в 1972 году
В 1952-м опасения "международного коммунизма" в США стали особенно острыми – странным образом потому, что в начале года, как напомнил Арсений Замостьянов, СССР инициировал борьбу за безъядерный мир. Союзником призыва выступил французский физик Жолио-Кюри, он даже составил документ в поддержку, который подписали многие в Европе и США. В ситуации перехваченного первенства, считает Замостьянов, американцы вынуждены были заняться очередным завинчиванием идеологических гаек. А ставший невъездным Чарли Чаплин просто попал под руку тому, кто держал "гаечный ключ".
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Обсудить
Рекомендуем