"Российская летопись". Убийство Столыпина, или Вконец заигравшаяся охранка

Депутат Госдумы А.И. Гучков верно отметил: "невозможно разобрать, кто убил премьер-министра – революционеры или полиция". Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Восемнадцатого сентября 1911 года в результате теракта был убит Петр Аркадьевич Столыпин, председатель Совета министров Российской империи.
На посту главы правительства он стал инициатором разработки ряда крупных законопроектов, в том числе аграрной реформы, реформы местного самоуправления, введения всеобщего начального образования.
Его обвиняли в проведении "Закона о военно-полевых судах" 1906 года. Но кто обвинял? Террористы и радикалы, вроде большевиков. А закон был именно ответом на революционный террор, в результате которого только за два года – с 1905 по 1907 – были убиты более девяти тысяч человек! Это коснулось и лично Столыпина. Гибли его друзья и подчиненные. Пострадали и его дети. За 6 лет на Столыпина было совершено 11 покушений.
Должны ли государственные органы власти жестко пресекать терроризм? Вопрос этот кажется излишним и в наши дни. Да потом, хочу отметить: столыпинские военно-полевые суды – это невинные шалости по сравнению с революционным террором большевиков…
Как отмечают историки, Столыпин был неудобной фигурой для многих. Одним мешали его реформы, другие видели в нем реакционера, третьи, напротив, считали опасным революционером, четвертых раздражала его неуступчивость и бескомпромиссность.
Дмитрий Богров - убийца русского государственного деятеля, министра внутренних дел, премьер-министра Российской Империи Петра Аркадьевича Столыпина
14 сентября 1911 года в оперном театре Киева к Столыпину, который вместе с Николаем II смотрел спектакль "Сказка о царе Салтане", подошел в антракте некто Дмитрий Богров и произвел два выстрела. Одна пуля попала в руку. Но вторая угодила в живот и задела печень. Премьер повернулся к государю, перекрестил его, и сказал, что счастлив умереть за царя.
Убийца – Дмитрий, вернее Мордехай, Богров был анархистом и в то же время секретным осведомителем охранного отделения (агентурный псевдоним Аленский). Есть версия, что именно после разоблачения своими соратниками-подельниками Богров, дабы оправдаться, и вызвался убить Столыпина. В театр он пришел по билету, подписанному начальником Киевского отделения по охранению общественной безопасности и порядка Н.Н. Кулябко. И, вполне вероятно, что он выполнял чей-то конкретный заказ на устранение Столыпина. Депутат Госдумы А.И. Гучков верно отметил: "невозможно разобрать, кто убил премьер-министра – революционеры или полиция".
Действительно, полицию исключать из списка подозреваемых никак нельзя. Достаточно вспомнить двусмысленную деятельность инспектора секретной полиции Георгия Порфирьевича Судейкина. Кстати, взлет его карьеры начался как раз в Киеве, где он раскрыл группу подпольщиков "Народной воли".
Памятник-обелиск погибшим при взрыве на даче Петра Столыпина
Генерал-прокурор И.Г. Щегловитов считал, что следует привлечь к ответственности за убийство Столыпина министра внутренних дел Павла Григорьевича Курлова и главу киевской охранки Николая Николаевича Кулябко. Привлекли. Ну и что? Курлова с Кулябкой уволили, но это уже ничего не могло поправить. А Богрова подозрительно быстро казнили. Поэтому вопрос о том, кто на самом деле стоял за убийством Столыпина, и по сей день так и не получил внятного и исчерпывающего ответа.
А Кулябко вскоре был осужден судом еще и за растрату казенных денег. Сидел в тюрьме, потом был в Киеве агентом по продаже швейных машинок.
Вспомнилось, как в "Золотом теленке" Паниковский рассказывал с ностальгией: "Революция!.. Раньше я платил городовому на углу Крещатика и Прорезной пять рублей в месяц, и меня никто не трогал. Городовой следил даже, чтоб меня не обижали. Хороший был человек. Фамилия ему была Небаба, Семен Васильевич. Я его недавно встретил. Он теперь музыкальный критик...".
А Столыпину в сентябре 1912 года в Киеве, на Крещатике, установили памятник. На нем высечены знаменитые слова: "Вам нужны великие потрясения — нам нужна Великая Россия", а также: "Петру Аркадьевичу Столыпину – русские люди".
Однако величественный монумент простоял недолго – менее пяти лет. Его снесли почти сразу же после Февральской революции. Так что Столыпина можно назвать еще и одной из первых жертв "войны с памятниками". Она очень активно шла и потом, в годы советской власти. Впрочем, на Украине "война с памятниками" продолжается до сих пор. Видимо, это уже стало национальным обычаем.
В этом выпуске вы также услышите:
– Нестор Васильевич Кукольник.
– Московский главнокомандующий князь Долгоруков-Крымский.
Слушайте полную версию программы:
Чтобы не пропустить все самое интересное, следите за нами ВКонтакте. И не забывайте про Instagram.
Обсудить
Рекомендуем