Тиражи романов Кристи давно перевалили за четыре миллиарда, они переведены на сто языков. Но в 1926 году, когда писательница испарилась почти на две недели, про Эркюля Пуаро знали не миллионы, а лишь тысячи читателей. Их стало значительно больше, как только у полковника Арчибальда Кристи пропала супруга.
Двойная жизнь
Версии происшествия были такие: похищение, убийство, самоубийство, потеря памяти и спланированное бегство с целью поднять популярность. В поиски Агаты Кристи включились не только полицейские, но и ее коллеги. Артур Конан-Дойль, например, решил применить дедуктивный метод своего Шерлока Холмса, но у него ничего не вышло. Тогда он пошел к одному лондонскому экстрасенсу с перчаткой пропавшей – тот заявил, что обладательница перчатки жива. Добровольные помощники – журналисты вели собственные расследования, колеся по стране. Поклонники Агаты Кристи атаковали книжные магазины, чтобы купить ее новую книжку: это был, возможно, "последний роман" их кумира.
Английская писательница Агата Кристи в ее доме Greenway House в Девоншире
А в это время в отеле курортного городка Харрогейт – далеко от Беркшира, где жила чета Кристи, – поселилась некая Тереза Нил: примерно 35-летняя богатая женщина, "проездом из ЮАР", как говорила она сама. Отель был фешенебельный, Тереза Нил квартировала в нем с удовольствием – ходила на полезные для здоровья процедуры, посещала также менее полезные увеселительные вечеринки, любила танцевать и играла на рулетке.
След взят
Неизвестно, как долго это могло продолжаться, но в какой-то момент с неожиданным признанием выступил муж писательницы. Для полиции он был первым подозреваемым и пока не заговорил, вызывал недоверие, несмотря на активное участие в поисках. Арчибальд сказал не совсем то, чего от него ждали: он не убивал Агату, он просто ушел из семьи к любовнице и был с ней в день исчезновения жены. Ситуация вырисовывалась как месть оскорбленной женщины. Потом выяснилось, что у любовницы фамилия Нил – точно такая, как у таинственной Терезы "из ЮАР". Про нее полиции уже было известно, так как жительница отеля производила странное впечатление: она мало рассказывала о якобы родной для нее Африке, но отлично знала обо всем, что происходит в Британии, в том числе и о поисках Агаты Кристи. Наконец, Арчибальда привезли в Харрогейт и издали показали ему Терезу Нил. Он сразу узнал Агату. А вот она его – с некоторой заминкой.
© Фото : public domain
Артур Конан Дойль
Дальше все было еще удивительнее. Кристи не могла объяснить, кто такая Тереза Нил, как она оказалась в отеле и чем вообще занималась в течение одиннадцати дней. А также, почему ни разу не вспомнила о своей маленькой дочке, брошенной обоими родителями. Позднее врачи поставили диагноз: амнезия – потеря памяти, – отягощенная диссоциативной фугой, то есть состоянием, в котором человек резко меняет место жительства, собственную личность и о своей реальной жизни уже ничего не помнит.
Чужая душа – потемки
Описанное психическое расстройство обычно случается после сильного потрясения. Надо полагать, таким потрясением для Кристи стала неверность мужа. Однако трудно поверить, что жутковатая болезнь приключилась с писательницей, которая демонстрировала в своих детективах редкий логический ум. Так считает литератор Екатерина Глаголева:
"Эта история покрыта мраком. Конечно, из дома Агата уходила в аффекте и действительно не понимала, что и зачем делает. А вспомнить себя как Терезу Нил она не могла потому, что держалась совсем не характерно для своей личности, как совершенно другой человек. Ее поэтому не сразу и узнали в отеле. Поэтому же и дедукция Конан-Дойля не сработала – он же вычислял не Терезу, а Агату. Вероятно, у нее все так правдоподобно получилась, потому что как писательница она была способна внутренне перевоплощаться в других людей. Но чужая душа – потемки. Трудно сказать, действительно ли Кристи ничего не помнила или просто не хотела говорить – стеснялась своего поступка как слабости".
Большинство исследователей склоняется к тому, что Агата Кристи не разыгрывала исчезновение, а была, как говорится, женщиной со странностями. Но за писателями это часто водится.
Каждый сходит с ума по-своему
Некоторые коллеги Кристи по англоязычной литературе отличались еще более дикими причудами. Брэм Стокер, автор "Дракулы", годы жизни посвятил документальному доказательству того, что бездетная королева Елизавета I была мужчиной, что в 10-летнем возрасте принцессу-девочку подменили на похожего мальчика. А Чарльз Диккенс годами посещал парижский морг – специально приезжал в столицу Франции, чтобы бродить среди охладевших трупов. Признавался, что это ему очень нравилось. Самой безобидной страстью отличался Марк Твен: он был изобретателем-самоучкой и постоянно что-нибудь улучшал – например, альбомы для наклеивания газетных вырезок. Но один настоящий патент все же получил – за изобретение эластичного ремня с особым зажимом: из него потом вышла отличная застежка для бюстгальтера.
Марк Твен
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik.
Все самое актуальное и интересное вы найдете на страничке радио Sputnik в Facebook.