Авторы

Граффити первобытного человека: колдовство или шизофрения?

Французская крестьянка пошла хоронить своего подохшего осла и нашла глубокую яму – буря с корнем вырвала ель. Рассказала об этом местным мальчишкам, они побежали смотреть и сделали выдающееся открытие. 12 сентября 1940 года была обнаружена пещера с доисторической наскальной живописью.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В пещере Ласко на юге Франции оказалось полторы тысячи рисунков животных и людей. Изображения тянулись по верхней части стен на протяжении 250 метров. Они были настолько реалистичными, что специалисты не сразу поверили в их первобытное происхождение. По натекам типа маленьких сталактитов установили возраст "фресок". В середине XX века им исполнилось почти 20 000 лет.
Посетители на открытии копии пещеры Ласко в Монтиньяке, Франция
Пещерный Лувр
Все рисунки в пещере Ласко цветные. Художник использовал природные пигменты, дававшие черный, красный, оранжевый и желтый цвета. Он играл оттенками, то четко обводил контуры – то применял растушевку, предпочитал фигуры в движении: среди динамичных сюжетов есть даже коррида. Быкам посвящен целый "зал", отдельный – у лошадей. Мамонты и бизоны, носороги и зубры, медведи, олени и таинственные вымершие животные вроде единорогов изображены в натуральную величину с точным соблюдением пропорций и даже индивидуальными чертами. Ни одна корова не похожа на другую, как будто каждая приходила позировать. Самые эффектные рисунки – на потолках: художник создал впечатление перебегающих со стены на стену зверей.
Пещера Ласко стала археологической сенсацией. Но не первой и не последней. Только на юге Франции таких несколько. 25 лет назад открыли собрание доисторической живописи в пещере Шове: около тысячи цветных рисунков оказались еще более древними, им примерно 32 000 лет. Первой была испанская Альтамира, случайно обнаруженная в середине XIX века. Последнюю, или пока последнюю, нашли на острове Сулавеси в Индонезии: пять лет назад ученые установили возраст изображений в ней и ахнули – картинкам по 40 000 лет. Во всех пещерах, в Европе они или в Азии, приблизительно один уровень мастерства художника. И он очень высокий. Что бы это значило?
Реконструкция кроманьонцев в пещере Ласко на передвижной выставке в Бордо, Франция
Древние, но не дикие
Кем были рисовальщики, ученые определились. "Такая наскальная живопись появляется только у человека современного вида: у хомо сапиенса", – поясняет редактор портала Антропогенез.ру Александр Соколов. То есть это уже кроманьонцы, а не неандертальцы. Неандертальцы тоже пытались создавать искусство в своих пещерах, однако все, на что у них хватало умения и фантазии, это оставить отпечатки ладоней и ступней или процарапать абстрактный узорчик. Другие вопросы посложнее. Зачем кроманьонцы занимались живописью там, где явно не жили, куда только приходили? Одни считают, что это ритуал перед охотой, так как многие животные изображены пронзенными стрелой. Но что делать с сотнями других животных, которые здесь же спокойно гуляют или плавают в воде?
Есть версия, тоже связанная с сакральным значением: разукрашенные пещеры были местом для торжественных собраний по каким-нибудь праздничным поводам. Но почему тогда расписаны и те места, которые не видны? И как вообще древние люди подбирались к высоте, иногда 30-метровой, чтобы расписать потолок, – не леса же строили! Рассказывая об этом, Александр Соколов замечает:
«
"Часто изображения находят в таком месте, где их сложно разглядеть: это темный узкий лаз. Художник туда как-то забирался, рисовал, и потом мало кто мог на это смотреть. Возникла гипотеза, что творчество было чем-то вроде проявления шизофрении: человека вдруг так "накрывало", что он не мог не рисовать и делал это, где угодно. Это было сильнее его. Мы все еще не знаем, зачем он рисовал, был ли это уважаемый человек в племени или изгой, мужчина или женщина. Но то, что он и его соплеменники не были дикими, это точно. Они не дикие, они древние. Да, их культура по нашим представлениям – первобытная. Но это не значит, что у них плохо работала голова – мозги были такие же, как у нас с вами".
Посетители на открытии копии пещеры Ласко в Монтиньяке, Франция
Пещеры с полихромными наскальными рисунками почти все закрыты для посещения. Под тысячелетними завалами их находили в идеальной сохранности, но как только проводили туда свет и запускали людей, все стремительно менялось.
Пожиратели искусства
Кому не повезло войти в пещеру Ласко, тот уже не войдет. С 1963 года туристов в нее не пускают, зато рядом построена ее точная копия – как говорят специалисты, "муляж для зевак". Туда можно, и сотни тысяч ходят ежегодно. Рисунки в Ласко уникальны не только количеством, но и разнообразием. Теперь их приходится лечить. После того, как почти 20 лет пещера была открыта для посещения, туристы в ней так надышали, что на стенах появились "местные жители". Микроскопические водоросли, грибки, а в 2001 году и вовсе зеленая плесень неизвестного происхождения, которая с пола полезла на стены. Микробиологи созывали консилиумы один за другим, пока не выяснили, что лютует фазаирум пасленовый. Его отравили химикатами, но быстро выяснилось, что отрава – вкусная еда для некой псевдомонады. Ее стали кормить антибиотиками. Вроде, помогло. Но надолго ли. Это не шутка – поддерживать в отдельно взятом месте биологический баланс эпохи палеолита, когда на дворе XXI век.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Посетители на открытии копии пещеры Ласко в Монтиньяке, Франция
Чтобы не пропустить все самое интересное, следите за нами ВКонтакте. И не забывайте про Instagram.
Обсудить
Рекомендуем