"Дневник читателя". Московская книжная ярмарка и новый Пелевин

С 4 по 8 сентября в столице пройдет Московская международная книжная ярмарка. Об изменениях книжного форума, ярких событиях программы и книжных новинках, включая "Искусство легких касаний" Виктора Пелевина, обсуждаем в этом выпуске с издателями и критиками.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Участники:
– Анастасия Скорондаева, глава пресс-службы ММКЯ;
– Наталья Кочеткова, литературный критик;
– Юлия Селиванова, руководитель группы современной российской прозы "Эксмо", редактор Виктора Пелевина.
Ведущая: Наталья Ломыкина.
_______________________________________________________________________________________
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
С 4 по 8 сентября в столице пройдет Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ). Она традиционно разместится в 75-м павильоне ВДНХ. И на этом традиции заканчиваются. В последние годы сентябрьский книжный форум ругали за безликую программу и отсутствие крупных звезд. Ярмарка встряхнулась, отбросила лишнее и обновилась. Для начала буквально – из названия исчезло буква "В", которая соответствовала слову "выставка", а ММКВЯ превратилась в ММКЯ. Парадоксальным образом сама выставка, как раз появилась и не абы какая, а составленная представителями Болонской книжной ярмарки "Рисованные миры. 1001 выдающаяся детская книга со всего мира в Москве". Кураторские экскурсии по ней проведет Грация Готти – крупнейший мировой эксперт по детской книге, автор многих программ и выставок Болонский ярмарки, эксперт Международного совета IBBY, основательница замечательного книжного магазина Stoppani на главной площади Болоньи, рассказывает в программе глава пресс-службы ММКЯ Анастасия Скорондаева.
В 2021 году Болонская ярмарка предложит совместный проект с Москвой, а пока посетителей ждет большая профессиональная программа: итальянская школа для иллюстраторов MiMaster, цикл лекций и дискуссий "Город как текст. Литературные отражения", международная конференция "Книга без слов" и многое другое.
Само пространство ярмарки будет организовано совершенно иначе, чем раньше: тем, кто приходит послушать выступления писателей и подписать книги – новые форматы встреч с популярными авторами, лекции и дискуссии, рассказала Анастасия Скорондаева.
Почетным гостем Московской международной книжной ярмарки станет Республика Беларусь, специальным гостем – Всемирная столица книги 2019 года – Шарджа, один из трех крупнейших эмиратов ОАЭ. Ярмарка совпадает с празднованием московского Дня города, а значит, на выходных станет литературной праздничной площадкой, и все самое интересное случится в 75 павильоне ВДНХ 7 и 8 сентября.
Свои книги в Москве представят 33 страны, среди которых Великобритания, Германия, Греция, Израиль, Индия, Италия, Китай, Франция, Южная Корея, Япония и другие. Обсуждать книги и отвечать на вопросы читателей будут Дмитрий Быков, Яна Вагнер, Михаил Веллер, Эдуард Веркин, Андрей Геласимов, Денис Драгунский, Дарья Донцова, Александра Маринина. Причем Александра Маринина представит юбилейный – 50-й по счету роман – и он обещает стать бестселлером, потому что это не отвлеченная книга вне цикла, а новое расследование Анастасии Каменской. Еще в программе ММКЯ Евгения Некрасова, Захар Прилепин, Владимир Познер, Эдвард Радзинский, Андрей Рубанов, Алексей Сальников, Шамиль Идиатуллин, Булат Ханов и многие другие.
Прямиком из Франции на ярмарку прилетит писатель Фредерик Бегбедер, который обещал, что "Любовь живет три года", но читатели любят его до сих пор. Бегбедер расскажет о книжной серии с произведениями французских авторов "Коллекция Бегбедера", которая выйдет в России, и устроит для гостей ММКЯ кинопремьеру – покажет новый фильм "Элефант" о жизни писателя, в котором Бегбедер сыграл издателя.
Ну и, конечно, не могу не рассказать о книге культового автора, который обычно выпускает новый роман ровно к ММКЯ, но в это году постарался и порадовал читателей аж в августе. Я говорю, разумеется, о Викторе Пелевине и его новой прозе "Искусство легких касаний".
КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ
Формально "Искусство легких касаний" – это две повести и рассказ. В два динамичных сюжетных текста завернута идейная химера о битве спецслужб, секте Разума и третьей мировой, которая уже случилась, пока мы сидели в соцсетях. Получается такой сюжетный бутерброд с горгульей.
Первая повесть "Иакинф" – это отличная наживка для тех, кто Пелевина раньше не читал. Тут все его фирменные штучки в концентрированном виде. И читайте внимательнее: двурогий тур, бог времени Кронос, он же Баал, он же Сатурн – это ключ ко всей новой книге Пелевина, который делает ее романом. Прочитав все три текста, в этом можно легко убедиться, считает литературный критик Наталья Кочеткова.
Читатель и сам попадает в ловушку к рассказчику с первых страниц "Иакинфа", добровольно отдавая ему самое ценное – свое время. Пелевин же в обмен берется объяснить, как устроен день сегодняшний, и обучить искусству легких касаний. Центральная повесть, давшая название книге, та самая идейная химера, которую каждый год поклонники Пелевина ждут, рассчитывая, что писатель, как оракул, растолкует им происходящее вокруг.
"Искусство легких касаний" – брауновский "Код да Винчи", написанный на материале сегодняшних российских газет. Мелкое крошево новостной повестки умножим на тайные знания древних жрецов, добавим химеры сгоревшего Нотр-Дама и щепотку феминизма, щедро разделим на спецслужбы советских, постперестроечных и сегодняшних времен и добавим фирменный пелевинский юмор. Получим ироничный пересказ выдуманного многостраничного философско-эротического трактата специалиста по масонам Константина Голгофского, который расследует и изобличает вселенский заговор и раскрывает суть новой информационной войны между Россией и Америкой.
Особого сюжета от этого сочинения ждать не стоит, Пелевин сразу предупреждает, что "Искусство легких касаний" – это "кульбиты пытливого ума в измерении интеллекта". Но следить за тем, как Пелевин увязывает химер и масонство в одно целое и приводит нас к уже состоявшейся в интернет-пространстве третьей мировой войне между Россией и США, увлекательно и грустно. Потому что он пишет о свободе, которую мы потеряли, сформулировала главный принцип книги редактор Виктора Пелевина Юлия Селиванова, которая, кстати, считает, что это все-таки не роман, а сборник, хоть и с единой ключевой темой.
Последний рассказ в новой книге – "Столыпин" – это подарок Пелевина всем поклонникам прошлогоднего романа "Тайные виды на гору Фудзи". Писатель снова иронизирует на тему замкнутого мира олигархов. Почему сегодняшняя Россия, по словам героев Пелевина, так похожа на вагон "Столыпин" для этапирования заключенных, рассказывать не буду, чтобы не портить вам удовольствие от чтения. Но скажу, что любимый прием замкнутых миров Пелевин применил изящно.
В целом же "Искусство легких касаний", как мне кажется, обеспечит Виктору Олеговичу приток свежей читательской крови. Он, с одной стороны, написал сюжетные, динамичные, легко читающиеся тексты, которые очаруют пелевинщиной читателей молодых, которых во времена "Чапаева и пустоты", "Омона Ра" и "Жизни насекомых" еще не было на свете. С другой стороны, вся интеллектуальная игра в смысловой пинг-понг с поклонниками давними тоже присутствует. Что же до меня, я получила от новой книги меньше удовольствия, чем, скажем, от "iPhuck 10", который сильные финальные эпизоды выводит на уровень большого романа. Но читать "Искусство легких касаний" было интересно, а уж наблюдать за происходящим вокруг после прочтения – еще занимательнее. Словом, как сформулировала в духе времени критик Анна Наринская, "годный Пелевин, надо брать".
Чтобы не пропустить все самое интересное, следите за нами ВКонтакте. И не забывайте про Instagram.
Обсудить
Рекомендуем