Пожалуй, еще никогда британские депутаты так не рвались на работу после летних каникул. Чтобы сразу – в карьер, без раскачки, без всех этих церемониальных условностей, без тронной речи королевы (уже не до нее), без порносайтов в тиши кабинетов (говорят, любят они это дело), и даже без "файф-о-клок" – потому что некогда чаи распивать. Промедление – смерти подобно. Причем без сделки. Борис Джонсон совсем не оставил им времени. Несколько дней до конца недели и лавочка закроется. Жди потом 14 октября и полноценную сессию, когда уже все равно поздно будет.
По шахматным меркам, это даже не блиц, а суперблиц. "Пуля", как его называют. Каждый должен знать свой маневр, до мелочей рассчитать комбинацию, и не только свою, чтобы действовать на автомате, без долгих раздумий. И все это не про них. У них дальше е2-е4 ходов нет. Хотя и этот они делать не хотят. Если он без Соглашения с ЕС. Именно такой Brexit – напропалую, в омут с головою – им и надо законодательно заблокировать до 9 сентября. И заодно обязать премьер-министра просить у Брюсселя очередную отсрочку, если он не добьется пересмотра прежних условий. А он не добьется, поскольку Брюссель опять заявил, что от своего не откажется.
Все. Как играть дальше, никто не знает. Кроме Джонсона. Когда часы в ночь на 1 ноября покажут нули, он обнулит партию, вместе с шахматной доской перевернув вверх дном и все вокруг. Он, конечно, тоже не враг Британии. Он друг. Но Трампа. А тот ему, чисто по дружбе, сказал, делай, что должен, и будь, что будет. С Евросоюзом. Что его жалеть? А Британии я, мол, подсоблю. Лучшую в истории торговую сделку обещал. Трамп здесь, правда, не авторитет. И Джонсон после блокировки парламента тоже. Так с Вестминстером давно не обращались. Даже Трампу о таком только мечтать.
И это Борис их еще пожалел. Мог ведь и вовсе закрыть его с концами, чтобы даже духу их тут не было. Все равно же пошел ва-банк. Но он иезуитски предоставил депутатам возможность побарахтаться, помучиться, попытаться что-то предпринять и… не успеть. Прекрасно зная изнутри неповоротливость и замшелость парламентских механизмов, он понимал, что ничем не рискует. На крайний случай есть же Палата лордов. А там найдутся специально обученные затягивать любой законодательный процесс люди.
Да и досрочные выборы, как исключительную меру наказания за строптивость, премьер тоже держит в уме. Пусть и заявил накануне, что лично он не хочет доводить до этого страну. Но если будут мешать, придется, поскольку все, что он хочет, это порвать с ЕС. Даже если порвать на британский флаг, он от этого не отступит. Поэтому все, что останется противникам выхода без сделки, это лечь костьми. Но лучше бы им не рисковать и не бросаться словами типа "только через мой труп". Джонсон перешагнет. Он ведь уже подвел британский парламентаризм под "пулю".
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik