Вторая мировая война потому так и называется, что вовлекла практически весь мир. После Победы фашизм однозначно осудили, и, казалось, произошедшее не должно вызывать никаких вопросов и разнотолков.
Но нет – чем больше проходит времени с тех пор, тем больше появляется разных мнений на этот счет.
Для президента Эстонии Керсти Кальюлайд День Победы, например, вообще не праздник. Она заявила, что для ее страны война закончилась только в 1994 году, когда из Эстонии ушли российские военные. Тут бы пошутить про "молниеносность" эстонских военных, которые довоевали позже всех. Но вообще-то не до смеха.
Кальюлайд не стала вспоминать, сколько советских, и в том числе российских военных погибло, защищая Прибалтику от фашистских захватчиков. Конечно, ведь свое, мягко скажем, спорное заявление она сделала в Польше, где страны НАТО, ЕС и Восточного партнерства собрались, чтобы отметить годовщину начала Второй мировой войны.
А там говорить о том, что Советский Союз спасал Европу от фашизма, не принято.
При этом в Москве та же Кальюлайд ведет себя несколько иначе. Мало того что сама попросила Владимира Путина с ней встретиться, так еще и заявила, что возможность "выразить свои мысли напрямую главе российского государства" делает Эстонию "настоящим государством". И выразила надежду на диалог двух стран на всех уровнях.
То ли президент Эстонии в самом деле не понимает, в чем здесь противоречие, то ли считает, что все сказанное в Польше остается в Польше и не отражается на остальной внешней политике страны.
Но это так не работает. Если вы хотите развивать диалог с Россией ‒ очень хорошо, давайте развивать. Но если все опять сведется к монологу о том, какие муки вы претерпели, когда Красная армия выгнала нацистов, то не удивляйтесь, что разговариваете сами с собой.
Автор Мария Балябина, радио Sputnik