Авторы

Пасть порву, но красиво: фонтанное послание Петра

Самсон разрывает пасть льва, Тритон – пасть морского чудища; драконы, защищаясь, изрыгают воду на шахматную доску, символ владения миром. Гостям Петра I в Петергофе внушалось: вы в резиденции царя-победителя, царя морей. 20 августа 1721 года забили петергофские фонтаны.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Петр I строил в Петергофе не просто летнюю резиденцию, а парадное доказательство победы России над Швецией в Северной войне. Он хотел ударить роскошью по самолюбию шведов. Поэтому и место стройки выбрал на отвоеванном у них Финском заливе, и главным украшением определил водную стихию, над которой назначил себя властелином.
Дважды первый в мире
Петергоф был задуман и выполнен как фонтанная столица. Больше, чем возведение "забавных дворцов", указы Петра-строителя касались приручения воды: "Канал от моря выкопать и камнем диким выкласть. По каналу сделать чаши круглые и покрыть свинцом. Против пруда – четыре фонтана. В малых галереях – каскад" и так далее.
Санкт-Петербург накануне саммита G20
Перед тем как заняться стройкой, Петр объехал несколько королевских резиденций. Побывал в английском Хэмптон-корте, видел, как строили Шенбрунн под Веной, посетил Хет Лоо в Голландии и французский Версаль. В качестве собственного варианта предложил микст из европейских образцов с русским размахом. Хранитель музея "Большой петергофский дворец" Сергей Бондарев выделяет две главные особенности Петергофа:
«
"Ни одна европейская резиденция не расположена на берегу моря, а в данном случае Финский залив является составной частью ансамбля. И ни одна резиденция мира не обладает столь уникальной фонтанной системой. Ее протяженность более 20 км, и действует она без единого насоса. Петр был знаком с трудами по гидравлике и знал о двух способах создания фонтанов. Первый – насосный, по типу водовзводной машины Марли в Версале. Второй – по принципу сообщающихся сосудов на основе естественного давления при перепаде высот. Первое решение повсеместно использовалось в Европе, но было затратным и не гарантировало круглосуточной работы фонтанных сооружений. Петр решил использовать самотечный принцип подачи воды".
Где взять и как заставить бесперебойно трудиться водные массы, решили быстро и остроумно. Петр открыл и источник, и классного инженера.
Вода дорогу найдет
В фонтаны Петергофа вода идет естественным путем – вниз с Ропшинских высот. Эту местность на берегу Финского залива Петр обследовал лично. И при нем, и теперь движение начинается из ключей и родников, они питают крупные ручьи, ручьи образуют реку, от нее тянется канал к большому бассейну, из него система разветвляется на три части. Далее вода по рукавам идет в парковые пруды-резервуары, а уже из них по подземным чугунным трубам – к каскадам и фонтанам. 18 прудов – это более 1 300 000 кубометров воды. Ее проход регулируют 22 шлюза.
Водовод обслуживает гигантское число фонтанов: вместе с водометами четырех каскадов их 190. Только в Большом каскаде у главного дворца 64 фонтана, они выбрасывают 142 струи одновременно. Кстати, позолоченный Самсон, "визитка Петергофа", располагается в чаше как раз перед Большим каскадом. И то, что Самсон разрывает пасть именно льву, а не кому-то другому, имеет свой смысл: лев был взят из герба Швеции. Второй титан – Тритон, который располовинивает морское чудище, – тоже аллегория на тему Северной войны.
Государственный музей-заповедник "Петергоф"
По замыслу Петра, Тритон – это русский флот, а чудище – шведский. Есть возле них четыре черепахи, они разбегаются в разные стороны: это союзники Карла XII, которые ничем не помогли шведскому королю в битве с русскими у мыса Гангут. Обе скульптуры выполнялись по моделям великого итальянца Бартоломео Растрелли. В России его называли Варфоломеем Варфоломеевичем. И это была не единственная знаменитость среди создателей Петергофа.
Не политикой единой
Над фонтанными сооружениями в разное время работали французы и немцы, итальянцы и русские. Венецианскому скульптору Джованни Бонацца Петр заказал мраморные скульптуры для фонтанов "Адам" и "Ева" в стиле барокко. Строитель Казанского собора в Петербурге Андрей Воронихин создал "Львиный" каскад – образец русского ампира. Каждый император улучшал Петергоф до тех пор, пока в начале XIX века резиденция не стала такой, какой ее знают сегодня.
Сезон фонтанов открылся в Петергофе
Самые первые петровские фонтаны – это весь Большой каскад, "Чаши", "Пирамида". А еще менажерные, то есть плоскоструйные фонтаны у каскада "Золотая гора" и фонтаны-шутихи: "Диванчики" плюс "Водяная дорога", которые при Петре назывались "мочильными местами". Через два года после их пробного пуска в августе 1723-го Петергоф принимал первых гостей. Из Кронштадта по морскому каналу почти к самым ступеням Большого дворца прошли 115 судов. Царь Петр лично показывал фонтаны под грандиозным вечерним фейерверком. С особенным удовольствием он вел гостей по дороге, которая неожиданно накрывалась водной аркой из трехсот струй, а потом приглашал на скамьи, где их также внезапно настигали мощные брызги. Политика политикой, но весело тоже было.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.
Обсудить
Рекомендуем