Авторы

Смерть, которой не поверили: Сергей Дягилев и его "сыновья"

Он приехал в Венецию отдохнуть. Поселился в Гранд Отеле, взяв номер с видом на море. А через несколько дней 19 августа 1929 года неожиданно умер. Это был знаменитый русский импресарио Сергей Дягилев.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Теперь именем Дягилева называют эпоху в русском искусстве. Она продолжалась 30 лет с того момента, как Дягилев организовал журнал "Мир искусства" и "случайно" породил новое художественное направление. Потом пришел в театр. Он не пел, не танцевал, не играл и не сочинял музыку. Но он произвел фурор. Фурор начался со скандала – скандал стал причиной того, что вся деятельность Дягилева разворачивалась исключительно в Европе.
Скандал и фурор в одном флаконе
Дягилев уехал из России после изгнания с поста помощника директора Императорских театров. Поводов было несколько. И его слишком смелые взгляды на постановку спектаклей, и ссора с примой Мариинского театра Матильдой Кшесинской, которой покровительствовал император. И смерть покровителя самого Дягилева из числа великих князей. И его открытая связь с молодым танцовщиком Вацлавом Нижинским. Дягилев получил отставку без права занимать государственную должность. И это в тот момент, когда он готовился начать свой главный проект – гастроли русского балета.
Дягилевские сезоны
О том, почему и уехал, и никогда не вернулся, балетный критик Ольга Розанова рассказывает так:
«
"Во Франции Дягилев оказался, действительно, из-за истории в театре. Его же уволили с волчьим билетом, поэтому в России у него не было никакой возможности что-либо делать. А он уже заболел оперой, балетом, русской музыкой и страстно желал показать все это на Западе, где ни черта тогда не знали о русском искусстве! Через годы он, может быть, и хотел, но не мог вернуться обратно, потому что в Советской России считался эмигрантом. Его родственников, оставшихся на родине, всех репрессировали. Естественно, это тоже было причиной не возвращаться..."
Дорожный документ, выданный Дягилеву в российском генеральном консульстве в Лондоне 17 апреля 1919 года с многочисленными визами, штампами и печатями.
Итак, Дягилев создал антрепризу "Русский балет" – труппу из лучших русских танцовщиков. На протяжении двух десятилетий, выступая в Европе и Америке, труппа Дягилева имела наибольший успех в мире и породила всеобщую моду на русское искусство.
Зажигающий звезды
Гений Дягилева заключался в том, что он умел распознать чужую гениальность. Неважно, были ли это художники, как Пикассо, или композиторы, как Игорь Стравинский – его ставки всегда были безошибочными, когда он думал, кому и какой балет заказать, кого позвать в оформители, кто будет ставить, а кто танцевать в главной партии. Если будет скандал – пусть будет, Дягилев всегда умел настоять на своем. Известнейший пример – парижская премьера балета Стравинского "Весна священная". Фешенебельная публика не поняла ничего и начала свистеть; кое-кто все же захотел досмотреть, в зале началась безобразная драка с визгом "позовите дантиста!"; как вспоминала Коко Шанель – подруга Дягилева и "костюмер" его спектаклей, "не могла вообразить, что богатые клиентки лучших домов моды могут так бесноваться".
Игорь Стравинский и Сергей Дягилев
Глубже всего Сергей Дягилев чувствовал потенциал танцовщиков. Легендарные балетные артисты – Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Серж Лифарь и другие – это все его находки. Как вспоминал Лифарь – впоследствии глава балета в парижской Гранд Опера, "мы приходили к нему, трясясь, как осиновые листья". Дягилева боялись и обожали. Но если начинал обожать он, это означало стремительное творческое развитие человека. Он занимался со своими "сыновьями" всем: водил в театры, на концерты, в музеи, составлял список чтения, график балетных занятий, подбирая нужного педагога. Он выпускал из своей "академии" блестяще образованную личность, танцовщика с большими возможностями для жизни на и после сцены, который мог стать и балетмейстером, и даже, если нужно – таким же выдающимся импресарио. Хотя это, все же, вряд ли. Он делал звезды. И когда Дягилев умер, для огромного числа людей буквально потемнело небо. В его смерть почти никто не поверил.
Вацлав Нижинский в сцене из балета Николая Римского-Корсакова "Шехерезада".
Вода все скроет
Среди тех, кто успел попрощаться с Сергеем Дягилевым, была Коко Шанель, приехавшая в Венецию, узнав о его нездоровье. Рядом с ним до последних минут были секретарь Борис Кохно и Серж Лифарь (они потом жестоко подрались за право первым обнять покойного). Для Лифаря умирающий поставил кровать в своем огромном номере: боялся смерти в одиночестве. В последние дни Лифарь показывал Дягилева врачам, но о 57-летнем больном они не говорили всерьез, судя по мемуарам артиста: "Доктор находит ревматизм, остатки фурункулеза, шутит и хлопает по голому телу Сергея Павловича". Уже в наше время возникло странное предположение: Дягилев умер от болезни, которую сегодня называют синдромом приобретенного иммунодефицита. "Какой еще СПИД, это ерунда!" – возмущается Ольга Розанова:
«
"У него было заражение крови, у него был диабет, ему не разрешали есть сладкое, пить шампанское, а он все это делал и приближал свою кончину. И потом: все его любовники остались живы и даже прожили долгую счастливую жизнь, исключая Вацлава Нижинского, у которого было безумие, а в противном случае они бы заболели сходным образом".
Памятник на могиле Сергея Дягилева на острове Сан-Микеле
Сергей Дягилев всегда боялся путешествовать по воде и даже не ездил со своим "Русским балетом" в Южную Америку. Однако именно по воде, в венецианской гондоле, двигалась процессия с его телом к последнему пристанищу на острове Сан-Микеле.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.
Обсудить
Рекомендуем