"Российская летопись". "Русский Леонардо"

Во время возведения башни на Шаболовке В.Г. Шухов был приговорен властями к условному расстрелу с отсрочкой до завершения строительства. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Двадцать восьмого августа 1853 года родился Владимир Григорьевич Шухов – инженер, архитектор, создатель знаменитой Шуховской башни.
Еще в конце XIX века он изобрел и стал проектировать сетчатые гиперболоидные башни. Первая в мире такая башня была построена Шуховым на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Архитектор Владимир Шухов
Первоначально она проектировалась как водонапорная башня. Однако в эпоху радио творения Шухова обрели новую жизнь – стали радиобашнями.
Первые радиопередачи в Советской России велись в 1919 году из Нижегородской радиолаборатории. 25 сентября 1921 года уже в Москве на Вознесенской улице (ныне улица Радио) было начато строительство первой в России Центральной радиотелефонной станции. Но потом решили создать более высокую башню с более мощным радиопередатчиком – для радиостанции имени Коминтерна. Советские власти уже тогда хорошо поняли роль радио как мощного инструмента для пропаганды. Им необходим был рупор по всему миру – ведь они как никак готовили пожар мировой революции!
И для этого в Москве на Шаболовке по проекту Шухова начали строить высокую ажурную цельнометаллическую башню – опору для радиопередатчиков.
Первоначально Шухов предполагал возвести башню высотой 350 метров – на 45 метров выше Эйфелевой. И при этом в три раза легче!
Шуховская башня (1920-1922гг.) на улице Шаболовка
Тут самое время вспомнить об одном из главных символов Франции. Инженер Гюстав Эйфель называл свое творение просто и скромно – "трехсотметровой башней". Она была специально построена к Парижской всемирной выставке 1889 года, чтобы показать во всей красе весь французские достижения науки и техники. Впоследствии башню предполагалось демонтировать.
Однако еще до начала постройки у Эйфелевой башни нашлась масса ярых врагов. 300 представителей интеллигенции и деятелей культуры направили в мэрию письмо: "Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни".
Среди подписантов были Эмиля Золя, Александр Дюма-младший, Ги де Мопассан. Эмиль Золя, например, считал, что Эйфелева башня может влиять на климат Парижа: будет вызывать грозы над городом.
Но особенно усердствовал в сарказме автор "Милого друга", называвший башню "чернильной кляксой". А потом Мопассан частенько обедал в ресторане на втором этаже Эйфелевой башни. На удивленные вопросы знакомых он отвечал, что делает это из эстетических чувств, потому что это единственное место в Париже, откуда "кляксы" не видно.
Горожане купаются в фонтане в садах Трокадеро в Париже
На момент открытия Эйфелева башня стала самым высоким сооружением в мире – 324 метра. На ее строительство ушло почти 10 тысяч тонн железа.
И, конечно, сейчас даже невозможно представить, что когда-то в Париже не было Эйфелевой башни. А ее строительство начиналось с жарких протестов против ее возведения.
Шуховская башня должна была состоять из девяти гиперболических секций, установленных друг на друге и скрепленных воедино. Но из-за дефицита металла в годы Гражданской войны был реализован менее масштабный проект – высотой чуть более 148 метров. Вместо девяти секций – шесть.
И все равно работа неоднократно прерывалась из-за отсутствия материалов. А тут еще произошла авария. При подъеме 4-й секции башни из-за обрыва лебедки погибли трое рабочих. Шухов был приговорен к условному расстрелу с отсрочкой. А эту отсрочку, прямо скажем, выдумали не иначе как новоявленные советские иезуиты: исполнение приговора отложить до завершения строительства.
Гиперболоидная башня Шухова на территории Выксунского металлургического завода в Нижегородской области
И вот, наконец, 19 марта 1922 года на башню установили датчики радиовещания, и началась трансляция радиопередач. Шуховская башня даже в уменьшенном варианте вызвала всеобщий восторг. Известно, что образ ее конструкции вдохновил писателя Алексея Толстого на написание фантастического романа "Гиперболоид инженера Гарина". И главное – Владимиру Григорьевичу власти великодушно отменили расстрельный приговор...
А 10 марта 1939 года с Шуховской башни начались регулярные телетрансляции. Она стала эмблемой "Голубого огонька", который долгие годы снимался именно на Шаболовке.
Шухова еще при жизни называли "русским Леонардо". К советской власти он относился лояльно, записал в своем дневнике в 1919 году: "Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны".
Водонапорная рашпильная башня инженера Шухова в Краснодаре
Башня Шухова до сих пор вызывает восхищение и подражания. В 2003 году в Мюнхене на выставке "Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX века" был установлен позолоченный шестиметровый макет Шуховской башни. Гиперболоидная шуховская башня высотой 108 метров была построена в 1963 году в японском Кобе. Потом в Чехии. Уже в XXI веке – в Цюрихе и в китайском Гуанчжоу. Причем последняя высотой в 600 метров. Да и знаменитая башня-огурец в Лондоне построена Норманом Фостером, конечно же, не без влияния идей и конструктивных решений Владимира Григорьевича Шухова.
В этом выпуске вы также услышите:
– Фельдмаршал Степан Федорович Апраксин.
– Поэт-сатирик Петр Васильевич Шумахер.
– Шут Балакирев.
Слушайте полную версию программы:
Обсудить
Рекомендуем