Историк из США: мы знаем "Вудсток" лишь по одному фильму, но он был другим

Читать на сайте radiosputnik.ru
МОСКВА, 15 августа/ Радио Sputnik. Легендарный музыкальный фестиваль "Вудсток", со дня начала которого 15 августа исполняется 50 лет, был не совсем таким, каким его представляет себе большинство людей, считает продюсер и музыкальный историк Энди Закс. Что не сохранилось в массовом сознании и почему, Закс, который последние годы посвятил работе над всеми архивными аудиозаписями трехдневного концерта и узнал из них многое об атмосфере этого исторического события, рассказал РИА Новости.
РАЗМАХ И ХАОС
По его словам, в течение пары лет до "Вудстока" были и другие подобные крупные концертные мероприятия. Они насчитывали около 450 тысяч зрителей, но по тем временам это считалось большой цифрой.
"И было что-то вроде нарастания подобных концертов в те два года, но ни одно из них не имело такого культурного воздействия, какое оказал "Вудсток"", – считает Закс.
По его словам, речь идет, прежде всего, о двух аспектах: масштаб и размах, а также некоторого рода хаос, который сопутствовал мероприятию.
"Это в основе своей был безобидный хаос. Там было около 450 тысяч человек, организаторы не были в полной мере организованы и не планировали с расчетом на такое количество людей", – поясняет он.
В наши дни музыки очень много, она очень доступна, но не имеет того значения, которое у нее было раньше, считает Закс.
"В 1969 году все было наоборот. Музыка была действительно важна, и это был один из способов, которым то поколение самоопределялось и говорило само с собой. Это было как воздух и вода для приехавших на "Вудсток", это было важно. Исполнители имели такое значение, какого сегодня нет ни у кого. Это не критика современных исполнителей, это просто социологический факт", – говорит он.
ИСТОКИ МИФОЛОГИИ "ВУДСТОКА"
По мнению Закса, мифология "Вудстока" заключается в том, что люди собрались вместе из добрых побуждений, помогали друг другу и, видимо, им было весело в процессе.
"Но окончательно репутацию "Вудстока" сформировал документальный фильм Майкла Уодли, который вышел менее чем через год после концерта ("Вудсток", 1970 год – ред.). Фильм создал нарратив "Вудстока" и мифологию "Вудстока", существующую по сей день", – продолжает он.
Между тем, разница между кино Уодли и реальностью была. К такому выводу Закс пришел, проработав последние годы над сведением воедино всего архива концертных записей с "Вудстока", результатом чего стало 36 часов воссозданного звучания того, что происходило на сцене с начала и до конца трех дней выступлений.
"Когда слушаешь это, то ощущаешь, как мероприятие разворачивалось в реальном времени. И одна из вещей, которые ты узнаешь, это то, что некоторые моменты, которые имеют большое значение в кино Майкла Уодли, были не настолько значительны на "Вудстоке". И наоборот", – поясняет Закс.
И то, что не вошло в фильм, по его словам, практически исчезло из истории. Именно эту несправедливость он и пытался устранить своей работой.
При этом в этой аудиоверсии сохранены такие атмосферные моменты, как посторонние звуки, технические неполадки, разговоры, объявления со сцены для потерявшихся ли нуждающихся в помощи.
"Для меня шум вертолета, летающего во время исполнения, это нормально. Это один из звуков, благодаря которому "Вудсток" звучит, как "Вудсток"", – поясняет Закс.
О ЧЕМ МОЛЧИТ ДОКУМЕНТАЛИСТИКА
Кино несколько лукавит с акцентами, считает Закс. Например, один из самых известных эпизодов фильма – это исполнение Джимми Хендриксом "Звездного знамени" (гимн США – ред.) в конце фестиваля. Этот фрагмент, по словам Закса, видело гораздо больше людей, чем всю картину.
"Это выступление – своего рода эмоциональная кульминация фильма Уодли в самом конце, и оно подводит к эффектной концовке. Но это не было так важно во время "Вудстока", потому что когда Джимми Хендрикс вышел на сцену и исполнил это, почти все уже уехали. Около 90% зрителей или больше уехали", – говорит собеседник агентства, не умаляя при этом мастерства исполнения.
Есть, наоборот, прекрасно исполненные композиции, которые вообще не вошли ни в аудиотреки, ни в фильм.
"Думаю, лучшим примером этого является выступление группы Creedence Clearwater Revival, примечательное от начала и до конца. Оно не вошло никуда, потому что (основатель группы – ред.) Джон Фогерти был недоволен выступлением по каким-то причинам, хотя это безумие, если послушать, так как это игра группы на пике возможностей. Он сделал так, чтобы это точно не попало в фильм", – рассказывает Закс.
Также полная запись помогает по-другому прочувствовать реакцию публики. Например, как слушатели кричат в ожидании появления группы Слая Стоуна (Sly & the Family Stone, первая группа, где на равных выступали темнокожие и белые артисты – ред.) еще за 12 часов до его выхода.
Еще одним примером прекрасного исполнения Закс назвал выступление группы Canned Heat, которая, по его словам, тогда была очень популярна, "отыграла громче всех" на "Вудстоке" и "просто расплющила толпу". Но в кино это не вошло вообще.
К тому же кино было ориентировано на молодежную аудиторию того времени, из-за чего оно было романтизированной версией "Вудстока" и заточено на "мире, любви, музыке и том, чтобы всем быть вместе". Хронология событий там тоже не соблюдена.
"Он хорош с точки зрения кинематографа, но не очень точен как часть истории", – считает Закс.
ПРИЗРАК ВЬЕТНАМА
По его мнению, "Вудсток" не был откровенно политическим событием, хотя ситуация тогда к этому располагала, ведь шла война во Вьетнаме.
"Удивительно осознавать, что за те три дня и на всем материале, записанном с микрофонов, за все 36 часов есть в прямом смысле только один человек, который произносит слово "Вьетнам". И это Кантри Джо Макдональд (певец, на "Вудстоке" исполнил песню против войны во Вьетнаме – ред.)", – рассказывает продюсер.
По его словам, месяц назад он разговаривал с Макдональдом об этом и тот сказал, что Вьетнам был чем-то вроде "слона в комнате".
"Это часть фона. Все об этом думают. Все об этом знают. Это настолько очевидная вещь для возрастной группы, которая там находилась, что им не надо было на это указывать на это, постоянно говоря об этом", – сказал Закс.
В выступлениях других эта тема тоже была заметна, говорит он. Например, то же исполнение гимна США Джимом Хендриксом часто интерпретировали как политический жест, что, по мнению Закса, отчасти так и было. Однако к тому времени он уже год как исполнял его, а после "Вудстока" повторил это еще неоднократно.
ВУДСТОК СЕГОДНЯ
В наше время равное "Вудстоку" по размаху и значению мероприятие вряд ли возможно. И причина в самом "Вудстоке", считает Закс.
"Одна из удивительных вещей применительно к "Вудстоку" – это то, что он вообще состоялся. Все это выглядит во многом как невероятная случайность. Он был в высшей степени спонтанным, и хаотичным и в некотором роде безудержным. Невозможно намеренно повторить что-то подобное. Просто не получится. И даже если получится, то у этого не будет такого значения. Это будет бледная копия того, что было раньше", – сказал он.
История "Вудстока" – это история надежды людей, которые собрались вместе в относительно неблагоприятных условиях и прошли через это и ничего не усугубили, говорит Закс.
"Уверен, что в какой-то момент произойдет мероприятие, которое будет говорить с людьми так же, как это делал "Вудсток" в 1969 году, и отголоски чего слышны и сейчас. Просто не думаю, что это будет масштабное музыкальное событие в сельской местности. Повторить "Вудсток" нельзя. Нет. И не думаю, что кто-то когда-то это сделает", – заключает эксперт.
Sochi Jazz Festival попал в рейтинг самых ожидаемых мероприятий августа
Чтобы не пропускать важное и интересное, подпишитесь на радио Sputnik в Яндекс.Новости . Или присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
Обсудить
Рекомендуем