Авторы

В голове моей машинки – не беда: Илон Маск идет на новый штурм

"Первыми начнут, конечно, богатые люди. Но ведь и первые мобильные телефоны могли себе позволить только богатые". Так Илон Маск объявил о том, что через восемь-десять лет любой желающий на земле сможет обзавестись нейрокомпьютерным интерфейсом – волшебной палочкой XXI века.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Как у всякого предмета, у палочки Илона Маска два конца. Она называется Neuralink. Это стартап, который разрабатывает технологию "мозг – компьютер" в помощь людям с разного рода инвалидностью. Здесь сплошные плюсы. В перспективе – это система "мозг – мозг" и развитие мысленной коммуникации, почти телепатическое общение на любом расстоянии и пространстве. Здесь жирный минус: опасность манипуляций с человеческим сознанием.
Крыса в авангарде
Стартапу Neuralink всего два года, но он уже успел произвести сильное впечатление. Суть в том, чтобы вживлять в головной мозг электроды, считывать и расшифровывать сигналы, а затем превращать мысль в действие. В идеале нейрокомпьютерная технология позволит парализованному человеку силой мысли писать сообщения в Сети, человек с экзоскелетом начнет ходить, как ходит здоровый человек – для этого ему достаточно просто представлять естественные движения. Уйдут в прошлое слепота и глухота – зрение и слух обеспечит компьютер, а у пациентов с болезнью Альцгеймера перестанут пропадать воспоминания – об этом тоже позаботятся нейрокомпьютерные ультраскоростные интерфейсы.
Крыса-"киборг" с нейропротезом Neuralink
Правда, в настоящий момент компания Илона Маска продемонстрировала лишь крыс с вживленными в мозг устройствами. Это еще не интерфейс "мозг – машина", а считывание мозговой активности, что медики давно научились делать более простым способом. Тем не менее объявлено, что в середине 2020 года начнутся эксперименты на людях.
Мозги на батарейках
Сама по себе имплантация электродов в мозг не новинка. Об этом напомнил Михаил Лебедев – старший сотрудник центра нейроинженерии Университета Дьюка в США, у которого в свое время учился глава компании Neuralink Макс Ходак. Первые успешные опыты были произведены еще в 1950-е годы, а по-настоящему прорывные системы "мозг – машина" появились в конце 1990-х, когда компьютеры были уже достаточно совершенны для этого. По мере развития интерфейсов шло развитие записи сигналов нейронов мозга. "Мы имплантировали около 3 000 электродов и регистрировали около 700 нейронов одновременно", – рассказывает Михаил Лебедев:
«
"То, что предлагает Маск, это продолжение наших исследований. Технологии у них на высшем уровне. Для имплантации электродов они используют роботов с компьютерным зрением, чтобы не попасть в кровеносный сосуд. У них в руках миниатюрная электроника – возможно, лучшая в мире. Но и ее нужно улучшать. При имплантации устройства под череп у человека из головы не должны торчать провода, то есть электроника должна быть компактной. И как-то надо решить проблему с питанием – индукционной, или беспроводной зарядкой, потому что "поменять батарейку" в голове будет нельзя".
Робот-"швейная машинка", имплантирующий электроды в мозг
Сегодня мозговой имплант выглядит как шесть нейронитей – каждая значительно тоньше человеческого волоса и в каждой по 192 проводника, электрода. После их вживления роботом-хирургом сигналы из мозга с нитей приходят на компьютер через аппарат, спрятанный за ухом. Это еще не симбиоз мозга с искусственным интеллектом, но эффектный шаг к нему.
Праздник троллей
Конкуренция в поиске лучшего интерфейса уже не для крысы, а для человека, идет серьезная. Разрабатывается интерфейс из шелка с гибкими транзисторами. Шелк можно свернуть в тонкую связку, и после введения в мозг он расправится в контурах как термоусадочная пленка. Предлагается наносить электроды по аналогии с временной татуировкой – только не на коже, а непосредственно в мозге. Или вводить шприцем в мозг наномасштабную электродную нейронную сетку. Самая креативная идея – впрыскивать в кору головного мозга "нейронную пыль", или крохотные сенсоры шириной с волос. Все поиски связаны с проблемой совместимости "живого – неживого", пояснил Михаил Лебедев:
«
"С огромным числом маленьких-маленьких проводочков в мозгу опасность такая: в первые две недели они будут записывать очень хорошую активность. Но далее мозг попытается защитить себя от проникших в него предметов. Электроды будут окутываться глиальными клетками, соединительной тканью, и качество записи ухудшится. Поэтому самый большой вопрос к интерфейсам, которые разрабатывает Маск, – как будет решена проблема биосовместимости".
Редактирование памяти
Популяризатор идей Илона Маска Тим Урбан уверен, что примерно к 2052 году все проблемы нейрокомпьютерного интерфейса будут решены настолько хорошо, что мозг одного человека сможет напрямую подключаться к мозгу другого. Но как раз в этот момент разрастутся "старые болячки" человечества, и это уже будут не частные проблемы, а всеобщие угрозы. О самой невинной в системе "мозг – мозг" Тим говорит так: "Тролли будут в экстазе". Пострашнее – поломка компьютера в голове, которую перезагрузить, увы, не получится. И наконец – хакерский взлом вашего нейрокомпьютера, в результате чего ваш голос, мысли и поступки могут быть изменены как угодно. Но давайте не будем об этом, говорят в компании Маска. Там верят в победу добрых сил.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Чтобы не пропустить все самое интересное, следите за нами ВКонтакте. И не забывайте про Instagram.
Обсудить
Рекомендуем