Сколько лягушек перерезал Сеченов, прежде чем открыл рефлексы головного мозга, никто не подсчитывал. Зато хорошо известно, что он делал с собой, чтобы быть уверенным в научных предположениях.
Алкоголизм в научных целях
Как ученый Сеченов родился после диссертации на степень доктора медицины "Материалы к физиологии алкогольного опьянения". Это было первое в истории фундаментальное исследование влияния алкоголя. Сеченову требовался доброволец, который бы выполнял строгий режим питания, но он его не нашел и решил пожертвовать собственным здоровьем. В итоге доказал, что алкоголь поступает не только в желудок, но и в кровь, что он подавляет химические процессы и изменяет функции органов, что вовсе не стимулирует кровоснабжение головного мозга, как думали ученые ранее. Об этом рассказал биолог Ринад Минвалеев:
«
"Работу Сеченов провел, фактически изучая все на себе. Он реально принимал алкоголь длительное время и посредством самонаблюдения довел себя до определенной стадии алкоголизма, что можно рассматривать как гражданский подвиг. Он сделал колоссальный прорыв вперед – четко вывел, что и почему именно происходит в организме".
© Depositphotos.com / Syda_Productions
Пьяный мужчина
Чтобы детально разобраться в вопросе, Сеченов сконструировал уникальный прибор под названием "кровяной насос". Он же построил и портативный дыхательный аппарат, который можно было использовать на ходу. Это пригодилось уже для другого открытия.
Космический голод
По первому образованию Иван Сеченов был математиком: окончил Главное инженерное училище в Петербурге, где математику читали настоящие светила, и преуспел в этом предмете как ни в каком другом. Математическое знание потребовалось, когда он занялся физиологией дыхания, изучал газообмен в организме, растворение газов в жидкостях и в конце концов создал учение о дыхательной функции крови. Ринад Минвалеев отмечает, что Сеченов объяснил то, чему до него не было объяснения, а теперь называется кислородным голоданием.
«
"Случилось трагическое событие – два человека отправились на аэростате в стратосферу и погибли на высоте восемь тысяч метров. Тогда не было ясно, почему они погибли. Сеченов же построил математическую модель изменения газового состава крови в зависимости от высоты – вплоть до летального исхода. Его модель работает до сих пор, и Сеченова по праву считают создателем авиационной и даже космической физиологии. Эта наука изучает угрозы для организма и способы компенсировать его функции в условиях космического полета".
Сеченов с женой и Неждановой
Ивана Сеченова называют еще и "дедушкой русской кибернетики": кибернетики ухватились за его идею саморегуляции системы по принципу обратной связи и успешно ее развивали. При этом Сеченов писал не о какой-то отвлеченной системе, а о центральной нервной, сложнейшей в природе. И это тоже еще не все.
Душевная жизнь и "дрожание мышц"
Первым в мире Иван Сеченов предложил объяснять поведение человека через механизм его нервной деятельности. То есть встать на биологическую основу вместо того, чтобы, как было принято, связывать поведение с влиянием нематериальной сущности, или души. Его капитальный труд "Рефлексы головного мозга" (1863) произвел не просто сенсацию, а эффект разорвавшейся бомбы. Он же для начала обратил внимание, что у любой психической деятельности обязательно есть внешнее проявление – мышечное движение: "Смеется ли ребенок при виде игрушки, дрожит ли девушка при мысли о первой любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактором является мышечное движение".
Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Сеченов
Критики Сеченова негодовали: всю душевную жизнь ученый сводит к "дрожанию мышц"! "Особенно недовольны были психологи", – напомнил историю Ринад Минвалеев.
«
"Психологи возмущались положением о том, что человек это в первую очередь животное и все, что рассматривается в нем как сугубо человеческое, отталкивается от данных биологии, остальное же – просто фантазии. Сеченов в ответ написал статью "Кому и как разрабатывать психологию" и фактически дал программу развития науки лет на 500 вперед, которая, кстати, оправдывается. Он подвел физиологическую основу под психологические явления и неслучайно собственную научную школу назвал не просто физиологической, а психофизиологической".
Новая психофизиологическая школа очень скоро доказала свою правоту. В 1904 году лучший ученик и последователь Ивана Сеченова – Иван Павлов стал первым и единственным русским нобелиатом по физиологии. Кстати, теория рефлексов так хорошо пошла, что Павлова еще 14 раз номинировали на Нобелевскую премию.
Иван Петрович Павлов
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik