Авторы

Главный тормоз российского прогресса

В конце XIX века один публицист "демократического направления" (так его охарактеризовал В.В. Розанов) всерьез ругал старозаветных нянюшек. Дескать, они вдалбливают в головы своим юных воспитанникам всякие небылицы, глупости и суеверия.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В этот день, … лет назад
Двенадцатого августа 1828 года скончалась Арина Родионовна, няня Пушкина.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Это начало стихотворения поэта, которое так и называется – "Няне".
Более всего Арина Родионовна нам известна в образе няни Татьяны, героини "Евгения Онегина". Но она также стала прототипом нескольких женских персонажей в "Борисе Годунове", "Дубровском", "Русалке", "Арапе Петра Великого".
В документах она названа по отцу – Ириной Родионовой, в быту именовалась Родионовной. И совсем не упоминается как Матвеева – по фамилии мужа.
Напоминание незадачливым туристам
Впрочем, в те времена у крепостных фамилии использовались редко – ни к чему было. Официальная фамилия была нужна лишь для "пашпорта". А его выправляли нечасто, обычно "отходнику", то есть работнику, который уходил на отхожий промысел вне постоянного места жительства.
Поэтому до сих пор распространен миф, что фамилии у крепостных появились лишь после манифеста 1861 года. Но это не так. Тогда бы не было такого разнообразия русских фамилий. А они весьма часто образовывались из родовых прозвищ. Если бы их не существовало, то после отмены крепостного, когда началась массовая выдача паспортов, половина населения России носила бы фамилии типа "Беспрозванный", "Бесфамильный". И употребление отчества тоже имеет у нас особое значение. Хотя сейчас иные любят на западный манер величать: Федор Достоевский, Александр Пушкин (хорошо еще, что не "Алекс". Впрочем, может, со временем и до такого дойдет)...
Есть сведения, что еще бабка Пушкина хотела дать няне вольную, но та отказалась. Оно и понятно – муж умер, свои дети выросли. Да и вообще дворовые люди, те, что использовались помещиками в качестве прислуги, редко соглашались на вольную, поскольку не имели определенного ремесла, да и привыкли к своей жизни при хозяевах. И о хлебе насущном не надо было заботиться. Кстати, разряд дворовых людей стал настоящей головной болью властей при подготовке манифеста 1861 года. Но это совсем другая история.
Домик няни А.С. Пушкина - Арины Родионовны. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское"
Арина Родионовна жила в Михайловском во время ссылки Пушкина в 1824-1826 годах. Ей тогда уже было под семьдесят...
В своих тогдашних стихах и письмах поэт называет ее единственной подругой.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Друг Пушкина, князь Петр Андреевич Вяземский с шутливым опасением писал, что поэт "сойдет с ума или сопьется".
К счастью, не случилось ни того, ни другого. Михайловская ссылка стала взлетом пушкинского гения. В псковской глуши он написал три главы "Евгения Онегина", "Бориса Годунова", большую часть поэмы "Цыганы", "Сцены Фауста", "Графа Нулина", многочисленные стихи, в том числе "Я помню чудное мгновенье"...
Николай Ге. "Пущин у Пушкина в Михайловском". Холст, масло. 1875 г.
А в конце XIX века один "прогрессивный" публицист "демократического направления" (так его охарактеризовал В.В. Розанов) всерьез поругивал старозаветных нянюшек. Дескать, они вдалбливают в головы своих юных воспитанников всякие небылицы, глупости, суеверия и предрассудки. Вот бы его послушал Пушкин! А то, что няни (а позднее – родные бабушки) учат своих воспитанников первым азам родной речи, воспитывают в них первые нормальные человеческие чувства, рассказывают о том, что такое хорошо, и что такое плохо – это не в счет. Глупые необразованные няньки – главный тормоз прогресса России, писал разудалый публицист.
И ведь все это говорилось всерьез! Наверно, няни должны были внушать своим подопечным не первые азы любви и доброты, а штудировать с ними сочинения Бакунина, Маркса и Бебеля. Слава Богу, что Арина Родионовна не имела никакого понятия о Канте и его "категорическом императиве", а то, кто знает, может быть, Пушкин стал бы не "солнцем русской поэзии", а приват-доцентом или зауряд-профессором какого-нибудь провинциального университета...
Памятник русскому поэту А. С. Пушкину
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет ‒ уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Чтобы не пропустить все самое интересное, следите за нами ВКонтакте. И не забывайте про Instagram.
Обсудить
Рекомендуем