Четырнадцатого августа 1720 года родился Фридрих II, ландграф Гессен-Кассельский.
Казалось бы, что тут такого? Очередной германский князек. Таких были сотни. В XVIII веке на территории Германии под властью императора Священной Римской империи находилось около 350 государственных образований: курфюршеств, княжеств, ландграфств, баронств и так далее.
Но Фридрих Гессенский все-таки вошел в мировую историю. Да и в российской истории ему тоже нашлось скромное место...
© Public Domain
Фридрих II во время Семилетней войны. Иллюстрация к книге "История Фридриха Великого"
После Семилетней войны, выполняя заветы своего отца Вильгельма VIII, Фридрих активно развивал экономику Гессена, строил фабрики и мануфактуры. Основал в Касселе Академию искусств и Фридерицианум – первый публичный музей в Европе.
Казалось бы, отлично! Но возникает резонный вопрос: а на какие такие деньги развивались гессенские ремесла, промышленность и искусства?
И вот тут – самое главное. Материальным фундаментом меценатства Фридриха и его отца Вильгельма была торговля. Нет, не мануфактурными товарами и заводскими изделиями, а... солдатами. Гессенские ландграфы торговали ими, словно немецкими сосисками, оптом и в розницу, распивочно и на вынос, направо и налево. Продавали и британцам, и их заклятым врагам французам, и цесарцам – так в России называли подданных Габсбургов, императоров Священной Римской империи.
Ландскнехты, Германия. 1500-е годы, солдатики из коллекции Константина Судьина
Например, во время Войны за австрийское наследство 1740-1748 годов отец Фридриха, Вильгельм VIII Гессенский, сдавал солдат в "аренду" обеим сторонам конфликта. И выручил за 17 тысяч воинов более 1,2 миллиона фунтов стерлингов. Огромные деньги! И не беда, что не все гессенцы вернулись потом к родным очагам...
Это была действительно выгодная торговля. Гессенские ландграфы в те времена считались одними из самых богатых немецких князей. Их примеру, конечно, последовали и соседи. (Справедливости ради надо сказать, что, например, герцог Эрнст Саксен-Гота-Альтенбургский наотрез отказался вступать с британцами в подобный торг).
Сейчас бы сказали: это – бизнес на крови. Но в те времена немецкие князьки не были столь щепетильны. Тогда вовсю шла работорговля. А торговля солдатами – намного выгоднее. Один обученный и вышколенный солдат стоит, конечно, намного дороже нескольких десятков бедных негров, которых британские и французские торговцы насильно вывозили из Африки и продавали на невольничьих рынках Нового Света.
Были, конечно, и те, кто по своей воле становился наемным солдатом. Таких горячих голов во все времена и во всех странах мира всегда было предостаточно. Как только не называли таких наемников на протяжении веков! "Дети фортуны", "солдаты фортуны", ландскнехты, рейнджеры, охотники, сотрудники ЧВК... В Америке их прозвали "гессенцами"...
© AP Photo / Khalid Mohammed
Сотрудники частной военной компании в Багдаде. 2010 год
Когда началось восстание в североамериканских колониях Великобритании, срочно понадобились наемные солдаты. Своих явно не хватало: для того, чтобы управлять и держать в подчинении империю, в которой никогда не заходит солнце, одних британцев было мало.
Где их взять? Конечно, в Германии! Энциклопедия Британника сообщает, что одних только гессенцев купили 17 тысяч. А всего в Германии набрали около 30 тысяч солдат (есть и другие цифры – суть не в них). А вся британская армия в Америке насчитывала 42 тысячи человек. И несложные подсчеты говорят о том, что англичане воевали в основном "чужими" руками. Видно, уже тогда это стало для них обычаем и "доброй" традицией, которую они по наследству передадут тем же американцам...
Но, конечно, это было для британской короны накладно. Король Георг III заплатил за немецких наемников 8 миллионов фунтов стерлингов. И, как оказалось, напрасно. Потому что в классическом соотношении "цена – качество" гессенские наемники не стоили таких денег. Они проигрывали колонистам одну битву за другой. Прусский король Фридрих II культивировал в своих солдатах страх перед фельдфебелем и палкой. Но, видимо, в Америке этих качеств было недостаточно. К тому же, народ, который считает свое дело правым, практически непобедим. Это потом с очевидностью доказали войны против революционной Франции.
Гессенцы гибли в сражениях, дезертировали, умирали от болезней, с которыми они были малознакомы в Старом Свете.
Празднование Дня независимости США
Вскоре британцы потерпят окончательное поражение в Америке...
Оставшиеся в живых гессенцы частью вернуться на родину. Было немало и тех, кто остался в Новом Свете, перешел на сторону восставших и стал служить "верой и правдой" под другими знаменами другим хозяевам. Наемникам ведь все равно, на чьей стороне воевать. Лишь бы аккуратно выплачивали гонорар за проделанную работу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и ныне в США проживает много всяких людей, американских граждан, с фамилиями, которые явно имеют немецкое происхождение.
А тем временем главнокомандующий английскими войсками генерал Уильям Хоу, пытаясь поправить непоправимое, бомбардировал Лондон письмами с воплями отчаяния и требованиями о присылке новых солдат. И вот тут-то кто-то из советников Георга III надоумил его обратиться за солдатами к России. В конце 1775 года король написал Екатерине II просьбу о присылке 20 тысяч солдат. Но получил вежливый отказ. Императрица ответила, что посылка русских войск в Америку "выходит зa пределы возможного".
Репродукция картины Федора Рокотова "Портрет Екатерины II"
Но главнокомандующий Хоу не унимался. Летом 1777 года он писал королю: "Гессенцы никуда не годятся. Любой ценой, хотя бы предварительным согласием на союз, добейтесь от царицы присылки хотя бы 10 тысяч солдат... Даже 6 тысяч русских, о доблести которых мятежники достаточно наслышаны, могли бы гарантировать Его Величеству военный успех в предстоящей кампании".
Думается, Георг III не очень-то хотел еще раз писать в Санкт-Петербург (еще со времен Ивана Грозного наша "дружба" с британцами всегда была довольно странной. И само слово "дружба" всегда звучало в наших дипломатичных устах как-то двусмысленно, как, например, сейчас слово "партнеры"). Но, как у нас говорят, нужда научит и решетом воду носить. Король повторно написал к Екатерине II с просьбой о солдатах. Но снова получил отказ. На сей раз ответ императрицы был жестким, категоричным и недвусмысленным: "я кровью своих подданных не торгую"…
В этом выпуске вы также услышите:
– Тредиаковский, шутовская свадьба и "императрикс".
– Поэт Николай Степанович Гумилев.
Слушайте полную версию программы: