"Зима близко! А выборы ближе!". И Маттео Сальвини с поднятым вверх большим пальцем. Будь он фанатом Дональда Трампа, мог бы изобразить сейчас что-нибудь в его стиле. Точнее, в стиле "Игры престолов", аллюзиями к которой хозяин Белого дома любит живописать собственные, как ему кажется, успехи. Но, во-первых, у Сальвини своя игра. А, во-вторых, другой кумир. "Владимир Путин – великий президент",– сказал глава итальянского МВД несколько дней назад. Никогда не скрывал своих чувств, но на фоне так и недоказанных обвинений в российском финансировании его партии "Лига" это прозвучало так, будто плевать он хотел на все, что о нем говорят.
Хотя, казалось, что именно эта волна слухов и остудила его настрой на досрочные выборы. Но она схлынула, а настрой остался. И теперь его уже не остановить. Накануне с компаньоном по коалиции, главой "Движения 5 звезд" и тоже вице-премьером, Луиджи Ди Майо они так и не договорились, и Маттео Сальвини объявил о распаде правящего большинства. А это значит – роспуск парламента. Другие альянсы в нем исключены. Собственно, они потому и вступили в союз, что это была единственная возможность конвертировать во власть результаты народного волеизъявления.
Тогда, в марте 2018-го, лучшие цифры показала партия Ди Майо. Ей поэтому и досталось большинство портфелей. Но амбициозный Сальвини возглавил внутренние дела, для разгона на тот момент ему этого вполне хватило, чтобы на мигрантах доказать, что он слов на ветер не бросает. Мигрантов и разогнал. При этом оба остались конкурентами. Слишком они разные и по темпераменту, и по идеологии. Маттео – правый евроскептик из разряда решительных и радикальных. Луиджи, хоть и тоже не системный, но респектабельно-западный. Однако делать нечего, вступили в отношения.
Получилось, как у Пушкина в "энциклопедии русской жизни": "Так люди (первый, каюсь, я) от делать нечего друзья". Как мы знаем, у Онегина с Ленским такая дружба продлилась недолго. У "Лиги" со "Звездами" – до выборов в Европарламент. После 26-го мая вице-премьер Сальвини, набрав потрясающие 34 процента, понял, что от чего-то надо избавляться. То ли от приставки вице, то ли от премьера. А лучше и от того, и от другого. В смысле, и от вице-премьера Ди Майо, и от премьера Конте.
Хотя к Джузеппе Конте вообще никаких претензий. Он просто оказался меж двух огней. Вначале олицетворением их договороспособности – оба отреклись от премьерства в пользу третьего при том, что оба считали его лишним. Это был их первый и, как оказалось, последний компромисс. Противоречия копились. Крайней каплей стало голосование по строительству скоростной железной дороги Турин – Лион. "Лига" с оппозицией проект поддержала, "Звезды" – нет. Тут и решили: все – конечная. Выборы, скорее всего, в октябре.
Социология сулит Сальвини убедительную победу. Большинство в парламенте если и не абсолютное, то достаточное для того, чтобы обойтись без Ди Майо, например, альянсом с более близкими по правому духу "Братьями Италии". В любом случае, это – премьерство. А значит, уже и не только на словах борьба за отмену антироссийских санкций. Сам назвал их бессмысленными. Его триумф едва ли заставит Европу переобуться. Но при нем итальянский сапог может стать для ЕС сапогом "испанским". В смысле, той еще пыткой.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik