Авторы

Шовинистический прием в деле о шпионаже: правда об Альфреде Дрейфусе

Приговоренного за шпионаж к пожизненной каторге сослали на Чертов остров. Это место во Французской Гвиане прозвали "сухой гильотиной": человека быстро настигала тропическая лихорадка, оставляя мало шансов выжить. Но 7 августа 1899 года суд в Париже решил пересмотреть дело несчастного. Его звали Альфред Дрейфус.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Судебный процесс над французским капитаном продолжался 12 лет и вошел в историю как "дело Дрейфуса". Его называют еще "грязным делом". Во Франции говорят просто "Дело", вспоминать не любят, а если и приходится, то всегда со стыдом.
Без вины виноватый
Началось с того, что сторож посольства Германии в Париже, он же – французский агент, нашел клочки бумаги в "посольской" мусорной корзине и принес их своему шефу. Это было письмо с перечнем секретных документов, которые некто предлагал немецкой разведке. За пределами Генштаба Франции о таких секретах не знал никто. И почти сразу вместо того чтобы искать предателя, решили назначить виновного.
Почерк, показалось штабистам, напоминал руку молодого офицера Альфреда Дрейфуса. Перед началом процесса его заставляли многократно переписывать "шпионское послание" – то стоя, то лежа, чтобы добиться большего сходства с оригиналом. Хотели привести на суд раскаявшегося преступника, но капитан упорно отрицал вину. Тогда соорудили "утечку в прессу", газеты затрубили о германском шпионе, подготавливая "общественное мнение". Заседание суда провели закрытым, оно шло не так гладко, как хотелось бы. Эксперты по почерку сомневались, других улик судьям не предоставили, обвинение рисковало рассыпаться. Но тут всплыла таинственная телеграмма, представитель генералитета якобы показал ее судьям в совещательной комнате. А потом прозвучал приговор: пожизненное заключение с публичным разжалованием на плацу военной школы. Перед выстроенными войсками и скоплением горожан опозоренный Альфред Дрейфус повторял: я невиновен. В ответ слышал – молчи, Иуда!
Рукописный текст
Антисемитизм как он есть
Почему именно Дрейфус попал как кур в ощип? По мнению доктора исторических наук Петра Черкасова, существует два объяснения. Во-первых, капитан Дрейфус был блестящий офицер-аналитик, что у его менее способных коллег вызывало зависть. Но еще большей была неприязнь к нему из-за его еврейского происхождения. Офицерство французской армии, напомнил Черкасов, в то время на 80% состояло из дворян, среди которых было немало аристократов. Появление даже просто разночинца в их среде воспринималось как чужеродный элемент. А если в ней оказывался еще и еврей, смириться с этим представителям "белой кости" было трудно. Примечательно, что они не "смирились" и когда новый начальник контрразведки Генштаба настоял на пересмотре дела Дрейфуса. И даже когда в подлоге – сочинении "таинственной телеграммы" для судей – был уличен высокопоставленный чин: от стыда он покончил с собой в тюрьме. Их отношение к Альфреду не переменило и то, что его бывший сослуживец бежал из Франции и за границей признался в авторстве письма, клочки которого нашлись в посольстве Германии. Пересмотр судебного решения в 1899 году лишь заменил пожизненную каторгу на десять лет, из которых пять Дрейфус уже провел на Чертовом острове. Петр Черкасов продолжает:
«
"Сначала на дело Дрейфуса не обратили внимания, но оно приобрело политический характер после того, как дополнительное расследование выявило нового подозреваемого в шпионаже, а именно майора Эстергази. Тем не менее высшие военные круги, спасая честь мундира, поспешили заявить о его невиновности, тогда как Эстергази действительно работал на германскую разведку. Одновременно правые политические силы развернули в печати широкую антисемитскую кампанию, и вот это неожиданно для них самих вызвало во Франции широчайший общественный протест. В защиту Дрейфуса выступила вся интеллектуальная элита".
Эмиль Золя написал открытое письмо французскому президенту под названием "Я обвиняю!". Поименно и аргументировано знаменитый писатель обвинил всех причастных к фальсификации суда над Дрейфусом: от министров и штабистов до военных судей. Письмо опубликовали в сотнях тысяч экземпляров и далеко не только во Франции.
Французский писатель Эмиль Золя
Дрейфус, Чехов и Золя
Дело Дрейфуса имело гигантский резонанс в Европе, обсуждали его и в России – журналы публиковали подробные новости из Франции. Русское общество, как и во всех европейских странах, раскололось на защитников и противников Дрейфуса. Среди последних были националисты разных мастей и откровенные антисемиты. Во Франции на фоне процесса по нескольким городам и во французском тогда Алжире прокатились еврейские погромы.
За развитием событий вокруг Альфреда Дрейфуса следил Антон Чехов. В конце 1890-х он был в Ницце, откуда написал адресату в Россию такие строчки: "У нас только и разговору, что о Золя и Дрейфусе. Громадное большинство интеллигенции на стороне Золя и верит в невиновность Дрейфуса". И еще. Упоминая рьяных националистов, Чехов заметил: "Глубоко неуважаемые люди высоко подняли голову, заварилась мало-помалу каша на почве антисемитизма – почве, от которой пахнет бойней".
К счастью для Альфреда Дрейфуса "бойню", пришедшую в Европу вместе с фашизмом, он не застал, умер в 1935 году. Полностью оправданный (1906), получив повышение в воинском звании и орден Почетного легиона, он даже успел в Первую мировую повоевать с Германией, шпионом которой никогда не был.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Орден Почетного легиона – высшая награда Франции.
Хотите всегда быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Telegram.
Обсудить
Рекомендуем