В отличие от Гертруды, что башмаков еще не сносила, в которых шла за гробом отца Гамлета, а уже в них же выскочила замуж за дядю Клавдия, США переобуваться и вовсе не было никакой необходимости. Они всегда топтали Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Что и доказали сами, едва похоронив его навсегда. Ведь, если глава Пентагона захотел тут же и как можно быстрее разместить запрещенные прежде снаряды в Тихоокеанском регионе, значит – они уже в обойме. И оказаться там они могли лишь вопреки этому самому ДРСМД. Это к вопросу о том, кто нарушал?
Мы, впрочем, всегда знали, кто громче всех кричит "держи вора!". Просто теперь на нем еще и шапка горит. Причем, спалили оба. Госсекретарь Майк Помпео и министр обороны Марк Эспер. Внешне они совсем друг на друга не похожи. Но, как те двое из ларца, что одинаковы с лица. "Чего изволите, мой господин?" – это их кредо. Диалектику учили не по Гегелю. Сперва в Вест-Поинте, сейчас у Трампа. Помпео лично просил президента за своего однокашника по военной академии. И Эспер, лишь возглавив Пентагон, не подкачал. 2-го августа Помпео объявил о выходе США из ДРСМД, а уже 3-го Эспер сказал, что поддерживает размещение ракет средней дальности в Азии.
Хотя, казалось бы, как он мог поддержать то, чего нет, и что вслух у них даже не обсуждалось. Все, правда, знали, для чего им понадобился выход из Договора, но сами-то они скрывали, что эта песня про Китай. Но теперь, чего стесняться? Это раньше надо было искать предлог, выдумывать повод, наводить тень на плетень и распространять сплетни о российской ракетной недобросовестности. А сейчас можно прямым текстом. Как Эспер. Нам, - заявил, – необходимы в Азии крылатые системы наземного базирования, чтобы остановить влияние КНР в регионе. И против России, конечно, тоже. Ну, чтобы два раза ракеты не размещать. Но о ней вспомнил уже Помпео.
"Мы, – сказал, – начали предпринимать действия, которые приблизят нас к тому, где находятся русские, чтобы у нас тоже была возможность выполнять функции, которые с ними связаны". Но русские, какие бы действия и функции им Помпео ни приписывал, находятся с ними в России. А Помпео был в Австралии, когда у него попросили уточнить, рассматривают ли Штаты и Зеленый континент в качестве боевой стартовой площадки.
"А чем вы лучше остальных?", – мог бы ответить американский госсекретарь вопросом на вопрос, имея в виду, что у США по всему миру свыше семисот военных баз и гипотетически в каждой может появиться нечто среднебаллистическое. В том числе, стало быть, и в окрестностях города Дарвин, где находятся более тысячи американских морпехов. Не стал. Дипломат. Пообещал, что Вашингтон сделает это только после консультаций с партнерами. Хотя для него, учитывая заявленные цели, Австралия – это не самое перспективное направление. Он поступит гораздо конкретней, если развернет боеголовки в Японии или Южной Корее.
И развернет, дайте срок. Это раньше аббревиатура Договора о ракетах средней и меньшей дальности звучала для американцев как мотоцикл, что никак не заведется. ДРСМД, ДРСМД… Будто все время что-то мешало. А теперь – завелись с пол-оборота. Все – поехали. Дальше по накатанной. Пусть и не мото, но снова цикл гонки вооружений.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik