Гений Репина раскрылся рано. И первым это заметил тоже гений: "Он не выбрался еще на дорогу, а жару в нем больше всех", – сказал о молодом художнике Лев Толстой. Этот жар полыхал в Репине больше полувека.
Причуды гения
Он рисовал непрерывно. Как рассказывает куратор гигантской выставки к юбилею Репина в Третьяковской галерее Нина Маркова, "не выпускал карандаша из рук ни в поезде, ни на пароходе, ни в беседе с друзьями, ни на светских раутах, ни на заседаниях Академии художеств". Кисть была продолжением руки живописца даже тогда, когда не было холста: он писал на линолеуме или клеенке. И даже тогда, когда с возрастом правая рука стала отказывать: пришлось переучиваться на левшу. Это была жизнь, словно под постоянным током, которую простому человеку трудно понять. Но кое-что в жизни Репина было непонятно и не простым. Например, его увлечение с головой вегетарианством и еще больше лечебным, как он считал, действием холода.
Картина "Автопортрет". Художник Илья Репин
По поводу первого чудачества сам Репин говорил так: "Выброшены яйца (вреднейшая пища), устранены сыры, мясо. Бульон из сена – вот эликсир жизни!" По поводу второго есть масса воспоминаний гостей репинской дачи в финском поселке Куоккола (теперь это Репино в пригороде Петербурга). В доме круглый год не закрывались окна, так что зимой художник ходил по мастерской в валенках и шубе, а все члены его семьи, включая малолетних детей, спали в мешках на заячьем меху.
Не только жизнь, но и творчество Репина обросло легендами.
Позировал? Умрешь!..
Одна из легенд такова: многие, кого писал Илья Репин, скоро умирали. Как о мистических случаях вспоминают о смертях знаменитостей: поэта Тютчева или хирурга Пирогова. И особенно – Петра Столыпина: через год после того, как Репин написал портрет премьер-министра на кроваво-красном фоне, его убили.
© Фото : предоставлено пресс-службой Исторического музея
Портрет Петра Столыпина кисти Репина
Искусствовед Инна Пуликова в мистику не верит. Во-первых, творчество всякого крупного художника обрастает мифами, что лишь подчеркивает его значительность. Во-вторых, у всех репинских натурщиков были свои причины умереть. Тютчеву исполнилось 69 лет – для XIX века это "хороший преклонный возраст". У Пирогова незадолго до его позирования обнаружили рак гортани. А убийство Петра Столыпина произошло бы рано или поздно и без встречи с художником – за ним охотились террористы. "Репин создал огромное количество портретов, и все, кого он писал, все без исключения умерли. И что?", – иронизирует искусствовед:
«
"Ярким примером мистицизма может показаться картина "Иван Грозный и его сын Иван". В ней натурщиком для портрета царевича был писатель Всеволод Гаршин, который вскоре покончил с собой. Но Гаршин страдал душевной болезнью, и это многое объясняет. Или вот еще говорят: Модест Мусоргский умер, как только Репин закончил его портрет. Но всем было известно, что композитор тоже страдал тяжелым психическим заболеванием, а еще очень сильно злоупотреблял алкоголем. Репин писал портрет, чтобы успеть запечатлеть черты великого человека, когда стало понятно: долго он не проживет".
© Государственная Третьяковская галерея
Портрет композитора М.П.Мусоргского, написанный Ильей Репиным
Самому Репину повезло прожить довольно долгую жизнь – 86 лет. И так получилось, что, не меняя на протяжении последних трех десятилетий места жительства, он умер за границей.
Эмигрант по недоразумению
С 1903 года постоянным домом Ильи Репина стали "Пенаты". Это название вторая жена художника придумала для их дома в Куокколе. Финляндия была одной из российских губерний, вокруг в таких же дачных поселках жило множество петербуржцев, и это счастье продолжалось до 1917 года. В России грянула революция, правительство большевиков признало независимость Финляндии. Так в 73 года Репин случайно оказался эмигрантом. Возвращаться в Петербург ему было страшно – от знакомых до него доходили сведения о реальных ужасах, которые происходили в обновившейся стране. "Он европейски признанный художник, живет в своем прекрасном доме, его семья с ним, и ехать туда, где происходит непонятно что со знаком минус, ему нет причины", – замечает Инна Пуликова.
«
"Потом, конечно, будучи оторванным от привычного круга общения, он грустит, переписывается с друзьями, ему хочется в Петербург. Но идет волна беженцев из России, они подробно рассказывают Репину свои впечатления, и это не поддерживает в нем желания. После окончания Гражданской войны многие уговаривали художника переселиться – советское правительство было крайне заинтересовано в том, чтобы видные деятели русской культуры возвращались на родину, как это произошло, например, с Максимом Горьким в 1932 году".
В "Пенатах"
Для возвращения Репина в СССР велась целенаправленная работа, ее подробности даже обсуждались на специальных партийных заседаниях. В Куокколу делегировали то художников, то писателей, которые должны были "мягко, но твердо" уговорить затворника поменять образ жизни. Советской стране до такой степени были нужны известнейшие, статусные личности, что "делегатам" в "Пенаты" готовы были давать секретные поручения. Судя по публикации из финских архивов, престарелого Илью Репина однажды навестила неизвестная ему советская супружеская пара. Разговор носил все тот же "агитационный характер" и закончился угощением яблоками. Поев их, Репины все как один "заболели животами" и решили, что угощение предварительно отравили. Кстати, в какой-то момент Илья Ефимович почти склонился к "ознакомительной поездке" на родину, но в сопровождении членов семьи. Вот только никто из близких не пожелал поехать.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Все самое актуальное и интересное вы найдете на страничке радио Sputnik в Facebook.