"Российская летопись". "Тамбовская казначейша" и ее реальный прототип

Что мог поставить на карту дворянин? Поместье, крепостных? Но это как-то мелко. Были игроки, которые ставили на последнюю карту собственную жену. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Княжна Мария Григорьевна Вяземская была признанной красавицей. Когда пятнадцатилетняя княжна впервые появилась в московском свете в 1794 году, все восхищались ее античной прелестью, сравнивали с Юноной. Тогда же известная французская художница Виже-Лебрён написала ее портрет. Даже если взять во внимание, что портретистка почти всегда приукрашала свои модели, княжна Мария все равно, видимо, и в жизни была восхитительна. А на портрете – просто богиня! Ни дать ни взять – Юнона!
Такая красавица, конечно, была достойна самого богатого и красивого жениха. И он нашелся быстро – князь Александр Николаевич Голицын. Почти ровесник невесты – старше всего на три года. Тогда браки между ровесниками у дворян были редкостью. У простолюдинов – сколько угодно. А жених-дворянин должен был к моменту женитьбы иметь хоть какое-то положение и чин. Однако князь Голицын относился к числу тех счастливчиков, которым этого ничего не было нужно. Он был баснословно богат. Даже москвичи, видавшие на своем веку всяких вельмож, поражались его роскоши. У Голицына в Белокаменной было прозвище Cosa-Rara – "редкая вещица" – по названию оперы по пьесе Венсента Мартини, которая пользовалась успехом в Москве.
Картина "Портрет неизвестной в розовом платье" на выставке художника Федора Рокотова (1735/1736-1808)
Впрочем, надо заметить, что тот же московский свет называл Голицына шалопаем, мотом и картежником. Он зажигал трубки ассигнациями, бросал извозчикам на чай золотые монеты, цыганкам дарил драгоценности. И при этом всем еще характер имел вздорный. В общем, типичный "мажор" конца XVIII века.
Княжне Вяземской он не нравился. Она буквально на коленях умоляла родителей не отдавать ее за Голицына. Но ее отец, статский советник князь Григорий Иванович, был человеком стесненным в средствах. А тут такой жених – ну прямо сказочный Гарун аль Рашид!
Родители дали согласие на брак. На радостях Голицын вновь поразил весь свет: подарил невесте роскошный убор из жемчугов и бриллиантов. В обществе говорили, что он был богаче даже тех украшений, которые надевают на свадьбу царские невесты. Говорили, что это просто неприлично. Впрочем, молодая Голицына была скромна. Но даже если бы она обладала теми же качествами, что и ее новоиспеченный супруг, она вряд ли бы рискнула появиться в подаренном уборе при дворе – там на сей счет существовал негласный, но жесткий этикет.
И уже почти сразу после свадьбы княгиню Марию Григорьевну Голицыну в свете стали называть "печальной красавицей". Действительно, она всегда выглядела грустной.
Михаил Иванович Пыляев в книге "Замечательные чудаки и оригиналы" пишет: "Голицын имел 24 тысячи душ крестьян и громадное состояние, которые пустил прахом: частью проиграл в карты, частью потратил на неслыханное сумасбродство... Прожив таким образом состояние, он подписывал не читая векселя, на которых суммы выставлялись не буквами, а цифрами. В конце своей жизни он получал содержание от своих племянников и никогда не сожалел о своем прежнем баснословном богатстве, всегда был весел духом, а часто и навеселе".
"Кавалер с дамой". Лубок. Вторая половина XVIII века
Ну что ж! Такие весельчаки и балагуры нередко встречаются. А каково было его жене? Она об этом молчала. А между тем в обществе поговаривали, что князь с женой часто бывает груб, силой принуждает к исполнению супружеского долга и даже бьет ее.
При этом он любил вывозить жену в свет. Наверно, чтобы пощекотать свое самолюбие: дескать, глядите, какая у Cosa-Rara есть "редкая вещица".
На одном из светских вечеров 27-летняя Мария Григорьевна познакомилась с 42-летним графом Львом Кирилловичем Разумовским и влюбилась в него.
Князь Петр Андреевич Вяземский в своих мемуарах написал о Разумовском: "Граф Лев Кириллович был также замечательная и особенно сочувственная личность. Он не оставил по себе следов и воспоминаний ни на одном государственном поприще, но много в памяти знавших его. Отставной генерал-майор, он долго жил в допотопной или допожарной Москве, забавлял ее своими праздниками, спектаклями, концертами и балами как в доме своем на Тверской, так и в своем прекрасном загородном Петровском. Он был человек высокообразованный: любил книги, науки, художества, музыку, картины, ваяние. Едва ли не у него первого в Москве был зимний сад в доме. Это смешение природы с искусством придавало еще новую прелесть и разнообразие праздникам его. Граф Лев Кириллович был истинный барин в полном и настоящем значении этого слова: добродушный и утонченно вежливый, любил он давать блестящие праздники, чтобы угощать и веселить других… Позднее влюбился он в княгиню Голицыну... Он страстно любил ее до самой кончины своей...".
Старая Москва. Вид на дом князей Трубецких. Построен в 1742 году.
И вот тут-то в этой истории появляются карты. Нет, не географические, а обыкновенные, игральные. Князь Александр Николаевич Голицын был отчаянным картежником, что, собственно, и привело его позднее к полнейшему разорению. Впрочем, еще давным-давно английский философ Фрэнсис Бэкон весьма верно заметил: "Бывает, что человек отлично тасует карты, а играть толком не умеет".
Были ли Мария Григорьевна и Лев Кириллович любовниками? Вопрос риторический. Обычно, на него могут дать категорический ответ всего лишь два человека, которые обычно не отвечают ни на какие вопросы. Но в любом случае сложившаяся ситуация не устраивала Разумовского. Он даже подумывал о том, чтобы вызвать Голицына на дуэль, но потом, зная пагубную страсть Cosa-Rara, решил сразиться с ним за карточным столом.
Историческое "сражение" произошло то ли 1799 году, то ли годом-двумя позднее, не суть. Игра шла всю ночь в доме щедрого князя Голицына. Хозяин все проигрывал и проигрывал, был очень взвинчен, заметно нервничал. И тут дело, конечно, было вовсе не в проигранных бешеных деньгах (хотя и в них, конечно) – а в уязвленном самолюбии.
И в этот момент Разумовский, вроде бы в шутку, предложил ему: он ставит на карту все деньги, что выиграл у Голицына, а тот ставит на кон... свою супругу!
Игра в карты
Сначала Голицын, конечно, был поражен столь фантастическим предложением. Он, конечно, проиграл огромную сумму, целое состояние. Но предлагаемая графом ставка поначалу показалась ему просто нелепой. Однако Разумовский, видимо, был тонким психологом. Сказал: дескать, на нет и суда нет. Больше он играть не будет, пора домой – уже заря занимается за окном. А днем пришлет кого-нибудь за своим баснословным выигрышем.
И тут Голицын не выдержал, утомленный и злой, решил все-таки в последний раз испытать фортуну. Жена? Да она его терпеть не может! Поэтому можно и ей рискнуть. "Что он Гекубе? Что ему Гекуба?"...
Но карта Голицына была бита... А после этого наступила долгая пауза, почти как в бездарной мелодраме. Что дальше? Но нет! Разумовский все предусмотрел и сознательно шел ва-банк – он, не мешкая, уходит из гостеприимного княжеского дома вместе с Марией Григорьевной, оставив покинутому мужу, наверно, в качестве "утешительного приза" весь свой выигрыш.
Скандал получился грандиозный, на весь белый свет! Мария Григорьевна была, конечно, оскорблена тем, что ее, Рюриковну, словно какую крепостную девку, проиграли в карты. Но нет худа без добра: скандал позволил ей довольно быстро получить развод с Голицыным. А в те времена это было ой как непросто, даже для богатых и влиятельных людей. Но Синод посчитал этот случай вопиющим.
Вскоре Мария Григорьевна и Лев Кириллович обвенчались. Однако их положение все равно оставалось несколько двусмысленным. В высшем свете к ним относились настороженно, ждали реакции свыше. Но ко двору вообще-то разведенных не допускали, да и новый брак считался не вполне легитимным...
До 1917 года - дом генерал-губернатора Москвы. Здание построено в 1762 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова.
Впрочем, в Москве чете Разумовских сочувствовали. Марию Григорьевну любили за ее добрый, мягкий и неспесивый нрав. А Лев Кириллович был одним из первых "тузов" старой столицы. Поэтому их принимали почти во всех московских домах, кроме, пожалуй, генерал-губернаторского. Разумовским лишь не присылали приглашения на официальные праздники.
Конечно, ситуация была ханжеством чистой воды. Но внешние приличия тогда, да и сейчас, соблюдались беспрекословно. Многие вельможи имели наложниц, правда, большинству никогда не приходило в голову жениться на них. Об этом хорошо сказал адвокат Рамкопф в фильме "Тот самый Мюнхгаузен": "Имеешь любовницу — на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились. Это аморально!".
Спас положение галантный и романтичный император Александр I. Он смотрел на эти вещи с присущим ему добродушием. Тем более, сам прекрасно знал, что такое настоящая любовь. У него была любовная связь с Марией Нарышкиной. Но в отличие от графа Разумовского у императора всероссийского не было никаких шансов повести свою любимую под венец. Зато он позволил графу Шереметеву жениться на его крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.
Открытка с изображением императора Александра I
Однажды император Александр, находясь в Москве, как бы невзначай, приехал на праздник в дом графов Кочубеев, на котором присутствовали Разумовские. И пригласил Марию Григорьевну на танец. Государь демонстративно громко обратился к ней: "Мадам графиня, не хотите ли вы оказать мне честь танцевать полонез со мной?".
Графиня! Таким образом Александр первым дал понять, что признает ее брак с графом Разумовским. И тем самым как бы легитимизовал ее статус.
Говорят, что всю эту интригу придумал ради своего племянника Льва Кирилловича старый фельдмаршал граф Гудович, московский главнокомандующий. Но, естественно, он заранее испросил на это соизволение государя.
Мария Григорьевна и Лев Кириллович прожили в счастливом браке шестнадцать лет. К сожалению, детей у них не было. Лев Кириллович скончался в 1818 году. Мария Григорьевна пережила его намного. Она почила в 1865-м, на 94-м году жизни.
Кстати, своих небогатых родственников она никогда не забывала. Подарила своему брату Николаю дворец на Тверской, где многие годы находился Английский клуб, а ныне – Музей современной истории России.
Разумовская была активной старушкой. Ездила по европейским курортам, играла по маленькой в азартные игры, в том числе в рулетку. При этом говорила, что это придает ей сил. И вполне возможно, что именно графиню Марию Григорьевну Достоевский имел в виду, когда создавал образ бабушки Антониды Васильевны в романе "Игрок".
Сцена из оперы "Игрок" композитора Сергея Прокофьева по одноименному роману Федора Достоевского
А еще раньше Лермонтов написал поэму "Тамбовская казначейша". И хоть Марии Григорьевны Разумовской он не знал (видел, наверно, лишь ее портреты), но, вполне возможно, именно графиня предстает в образе казначейши:
И впрямь Авдотья Николавна
Была прелакомый кусок.
Идет, бывало, гордо, плавно –
Чуть тронет землю башмачок;
В Тамбове не запомнят люди
Такой высокой, полной груди:
Бела как сахар, так нежна,
Что жилка каждая видна.
Казалося, для нежной страсти
Она родилась. А глаза...
Ну, что такое бирюза?...
"Тамбовской казначейше" в 2016 году поставили памятник. Естественно, в Тамбове. Причем скульптор А.А. Миронов, возможно, несколько вольно трактует лермонтовский образ казначейши. В бронзе воплощена пышногрудая красавица. Причем, в платье с глубоким декольте. Хотя, с другой стороны, эту скульптуру можно считать своеобразным временным и художественным мостиком между романтической пушкинской Татьяной и кустодиевскими красавицами.
В этом выпуске вы также услышите:
– Украинофил Пантелеймон Кулиш.
Слушайте полную версию программы:
Все самое актуальное и интересное вы найдете на страничке радио Sputnik в Facebook
Обсудить
Рекомендуем