Авторы

Вокруг света за тысячу дней: как русские перекроили карту мира

Сначала зазвенели якоря боевого парусника – он вставал на кронштадтский рейд, затем над Кронштадтом загрохотал артиллерийский салют. Так августовским утром 1806 года завершилась первая русская кругосветная экспедиция. Как сообщали газеты – "к неописуемой радости и удовольствию соотечественников".
Читать на сайте radiosputnik.ru
Кругосветка продолжалась почти три года. За это время два корабля прошли из Кронштадта в Копенгаген, через английский Фалмут на Канары, оттуда до бразильского Флорианополиса, в обход мыса Горн – к острову Пасхи и Маркизским островам. Затем через Гавайи двинулись к Петропавловску-Камчатскому, из него – в Японию и на Сахалин; завернули на острова у побережья Аляски, от них – в китайский Гуанчжоу. Были еще остров Святой Елены, мыс Доброй Надежды и Азорские острова, прежде чем корабли под Андреевским флагом вернулись в Кронштадт.
Русский поход на английских кораблях
В истории Военно-морского флота России первая кругосветная экспедиция стала эпохальным событием. Между тем совершалась она не на русских кораблях и не на государственные деньги. Два экспедиционных шлюпа приобрели в Англии. Они назывались "Леандр" и "Темза", но были переименованы императором Александром I в "Надежду" и "Неву". Корабли "подсунули" не новые: на одном перед походом заменили две гнилые мачты, другой пришлось чинить в пути – дал течь. Финансировала экспедицию Российско-американская компания (РАК). Это было полностью русское торговое предприятие без участия американского капитала, и его цели отвечали исключительно интересам России. Полностью российским сформировали и состав экипажей "Надежды" и "Невы". Первым шлюпом командовал начальник экспедиции, капитан-лейтенант Иван Крузенштерн. Вторым – капитан-лейтенант Юрий Лисянский. Их имена по окончании кругосветки стали обозначать не одну географическую точку на карте мира.
Русский мореплаватель Иван Крузенштерн
Куда и зачем?
"Двигателем" похода был Крузенштерн: он пробивал организацию, рассчитывал маршруты и формулировал задачи. По поводу того, какая из задач важнее, мнение Крузенштерна расходилось с мнением графа Николая Резанова – одного из основателей РАК и также участника экспедиции, притом с большими полномочиями. Резанов считал: коммерция – прежде всего. Говоря о целях первой русской кругосветки, писатель-маринист Владимир Шигин так расставил акценты:
«

"Во-первых, это демонстрация российского флага в мировом океане и приобретение опыта кругосветного плавания. Во-вторых, было снаряжено посольство для установления отношений с Японией. В третьих, определялись научные цели. Четвертое назначение – доставка предметов первой необходимости в Петропавловск-Камчатский и в Русскую Америку, к губернатору Аляски Александру Баранову: это были пушки, порох, продовольствие, предполагался также вывоз добытой на Аляске пушнины".

Капитан первого ранга Юрий Лисянский
При безусловном общем успехе экспедиции не все удалось так, как задумывалось.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…
Из "незапланированного" – не вполне удачным оказался опыт торговли в Китае русскими мехами: расчет делали на больший выигрыш. Некстати пришлось отвлечься на короткую русско-индейскую войну за остров Ситка на юго-востоке Аляски (правда, она была выиграна русскими). Однако самым печальным итогом стала катастрофа дипломатической миссии в Японии. "Иначе и быть не могло", – считает Владимир Шигин:
«

"Япония тогда была закрытым государством, проводила политику изоляционизма, а в качестве посла граф Резанов вел себя, мягко говоря, не очень грамотно – вплоть до того, что два морских офицера, находившиеся у него в подчинении, произвели десантные операции на Курилах, уничтожив несколько японских крепостей: конечно, это вызвало негативную реакцию! К тому же Резанов держался чересчур по-барски: не считался с местными традициями, пренебрежительно относился к японским вельможам – как представитель "белого царя", который намного круче, чем японский император. Разумеется, его дипмиссия полностью провалилась".

Вид на гору Фудзияма
Зато были блестяще выполнены те задачи, которые Иван Крузенштерн считал главными: научная и мореплавательская.
Исторический "улов"
Русская кругосветка навела порядок в географических картах: стерла с них несуществующие острова, уточнила координаты островов реальных, открыла и описала новые. Первой начала системное исследование океана, забираясь на глубину до 400 метров: везде обязательно измерялись температура и прозрачность воды, составлялись данные о течениях, приливах и отливах. Именно русскими учеными было наконец выяснено, отчего море светится – для этого понадобилось лишь выловить и изучить под микроскопом мельчайших представителей морской фауны. Ботаники, зоологи и этнографы собрали богатейшие коллекции – ныне это музейные раритеты, причем бесстрашно работали даже в таких местах, как полинезийский остров Нуку-Хива, где процветал каннибализм.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен
Но с точки зрения Крузенштерна, наибольшую пользу экспедиция принесла русским морским офицерам. Например, командир "Невы" Юрий Лисянский установил мировой рекорд: он стал первым в истории, кто сумел совершить безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня. А из тех, кто находился на "Неве" и "Надежде" в младших чинах, очень скоро выросли новые знаменитые кругосветчики. Среди них – будущие адмиралы Василий Головнин и Фаддей Беллинсгаузен, первооткрыватель Антарктиды.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Все самое актуальное и интересное вы найдете на страничке радио Sputnik в Facebook.
Обсудить
Рекомендуем