Авторы

Записки из прошлого: берестяная почта России

Случайный человек пришел к археологам подработать на раскопках и совершил сенсационное открытие. Так 26 июля 1951 года в Новгороде была обнаружена первая древнерусская берестяная грамота. В ней сообщалось о повинности крестьян. Почти сразу нашлись вторая и третья: о торговле мехом и приготовлении пива.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Берестяные грамоты в Средневековой Руси были распространены, едва ли не как сегодня SMS-сообщения. Городское население отличалось стопроцентной грамотностью. Послания, процарапанные костяным стержнем на коре дерева, находят в Смоленске, Москве, Пскове, Твери и еще восьми городах. Больше всего – в древней части Новгорода.
Берестяная грамота, найденная археологами на территории бывшей гостиницы "Россия"
Доцарапаться до потомков
Основной корпус новгородских грамот относится к XII – началу XIII века, то есть времени до нашествия Орды. Они "залегают" на глубине примерно два с половиной метра. После внешней очистки их промывают в горячем содовом растворе, зажимают между двумя стеклами и – можно читать. В районе Новгорода такие грамоты находят чаще всего и в наилучшей сохранности по одной причине: для бересты там самый благоприятный состав почвы – дерево в земле практически не гниет. Об этом рассказал научный сотрудник Государственного исторического музея Кирилл Сутормин:
«
"Берестяные грамоты являются уникальным источником, так как позволяют взглянуть на повседневную жизнь людей. Что такое береста? Это бесплатный расходный материал. На ней писались короткие записки бытового содержания. Человек получил, прочитал, все понял и выбросил – его грамота так и осталась лежать в земле. Надо ему передать письмо с оказией – взял кусок коры, нацарапал и отдал: адресат прочтет и также выбросит. То, что предназначалось для хранения и потому дошло в рукописных книгах, это религиозные тексты, поучения, уложения – так называемая официальная литература".
"Неофициальная" литература рассказала о людях гораздо больше. Если она компактно сосредоточена в отдельном месте – значит, там была помойка, выгребная яма.
Частная жизнь Гостяты и Григория
Содержание берестяных грамот характеризует состав городского населения Руси. В основном это люди, занятые в торговых операциях или выполняющие административные функции: грамотность для них была обязательна. Суть писем – самая серьезная. Вот подсчет дани: "одна росомаха, две куницы, шесть белок". Вот просьба "прислать коня навстречу дружине в Ярославль, так как корабли из Углича вмерзли в лед". Но если "полистать" расшифровки "эсэмэсок" на коре дерева, то среди их авторов есть и женщины, которые в те времена, разумеется, не получали профессий и на государственной службе не состояли. Тем не менее и для них грамотность была естественным делом.
Вот Гостята жалуется Василию на своего мужа: "Он меня прогнал, а другую взял в жены. Мне не дает ничего. Приезжай, сделай милость". Удалось ли Василию разрулить ситуацию, неизвестно. Или – письмо влюбленной женщины: "Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? Тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался". Кстати, это письмо было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У адресата, вероятно, завелась другая. Но были и счастливые любовники в XII веке, судя по еще одной грамоте: "Будь в субботу во ржи или подай весть, где".
Берестяная грамота, найденная в Смоленске
Рассказывая о письмах на бересте, Кирилл Сутормин замечает:
«
"По большей части это торговые заметки: кто-то кому-то счет выставляет или требует долги. Но встречается и очень бытовая переписка. Один брат просит другого не выпендриваться, не придумывать ничего нового, а жить, как все; или один человек зовет своих родичей переехать к нему, потому что там, где они живут, неспокойная обстановка. Интересны десять грамот мальчика лет восьми по имени Онфим. Он учился писать, на его бересте – грамматические упражнения. Когда ему становилось скучно, он здесь же начинал "рисовать" – выцарапывать батальные сюжеты. По сути, перед нами "рабочие тетради" школьника".
Средневековые новгородцы, возможно, несколько чаще, чем теперь, прибегали к непечатному слову. Но они и не предполагали, что кто-то третий, кроме отправителя и получателя, станет читать их переписку.
Новостные выпуски русского Средневековья
Самая ранняя берестяная грамота датируется примерно 30-ми годами XI века – получается, бытовое письмо стало распространяться на Руси уже через 50 лет после Крещения. Лингвист и текстолог Алексей Гиппиус считает: этого времени вполне достаточно, чтобы выросло поколение людей, для которых писать – обычное дело. Началом послужила новгородская школа "повышенного типа", открытая князем Ярославом Мудрым как более высокая ступень простого обучения грамоте. Это свидетельство из русской летописи подтверждает скандинавская сага об Олафе Трюгвассоне – короле Норвегии: "Олаф посещал школу в Новгороде при Ярославе".
Берестяная грамота XI века, найденная археологами в Новгороде летом 2014 года
С тех пор в новгородскую землю берестяные грамоты регулярно падали 400 лет – они были в ходу до середины XV века. Их находят каждый год, и уже в нынешнем археологическом сезоне в очередной раз сделаны такие находки. Общее и только "новгородское" число, не считая раскопок в других городах, перевалило за 1 100. Но, как говорит Кирилл Сутормин, это не больше пяти процентов от того, что все еще лежит в земле: по оценкам археологов, в одном только этом месте предстоит обнаружить еще не менее 20 000 посланий. Ждем продолжения новостей из средневекового Новгорода.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Хотите всегда быть в центре событий? Подписывайтесь на радиоSputnik в Telegram.
Обсудить
Рекомендуем