Врэн-Люка водил за нос Французскую академию целых 16 лет. Его первым творением было "подлинное" письмо Мольера, проданное за 500 франков. Фальшивки регулярно представлялись на заседаниях академии. Академики верили, Врэн-Люка наглел. Он подделал и продал 27 тысяч рукописей и заработал 140 тысяч франков.
С Ньютоном на дружеской ноге
Свой бизнес Врэн-Люка построил на двух дарованиях: он здорово подделывал почерки и легко запоминал прочитанное, а читал очень много. Оставалось придумать "одного знакомого графа", из коллекции которого якобы происходят все документы. Постоянным покупателем стал Мишель Шаль: геометр и астроном собирал рукописную библиотеку Французской академии (!). Коллеги Шаля иногда сомневались в подлинности документов, о чем он потом говорил Врэн-Люка. И хитрец на следующий день приносил еще одну фальшивку, которая подтверждала "правдовость" предыдущей. В этом был его особый азарт – "дожать" академиков во что бы то ни стало.
Репродукция гравюры Джеймса МакАрделла "Исаак Ньютон"
Все шло без сучка и задоринки, пока Врэн-Люка занимался литературой – "автографами" Рабле или Лафонтена. Но когда его потянуло в науку, начались трудности. Тот же закон всемирного тяготения ему пришлось излагать дважды. Врэн-Люка сразу решил, что пусть закон откроет Блез Паскаль, но первый раз великий математик "написал" об этом химику Роберту Бойлю. Ньютоноведы не поверили. Тогда нашлось второе письмо Паскаля на ту же тему, но уже самому Ньютону. Ньютоноведы удивились – по дате выходило, что Ньютону было 11 лет: он не мог переписываться с Паскалем. И появилось третье "доказательство" – письмо матери Ньютона, из которого следовало, что ее сын Исаак переписывался с ученым под руководством наставника. Бизнес продолжился.
Тоже мне, академики!
Доверчивость ученых мужей настолько успокоила Врэн-Люка, что он перестал быть внимательным. Однажды он продал письмо самого Галилея, и тут у академиков, наконец, что-то екнуло. Галилей почему-то писал по-французски, да еще с грамматическими ошибками и в тот год, когда уже полностью ослеп. Врэн-Люка в конце концов арестовали, судили, и каких только доказательств вины не привел прокурор! Мало того, что зачитывал "переписку" кардинала Ришелье и Людовика XIV, было даже письмо некоего "исторического лица" Иисусу Христу.
Портрет Галилео Галилея кисти Юстуса Сустерманса
Это судебное разбирательство переводчик с французского языка Ирина Кузнецова комментирует так:
«
"Врэн-Люка надул всех, он сочинял подписи чуть ли не вождя галлов в войне с Цезарем. Это дико смешная история: смешно и то, как он все выдумывал, и что все ему верили – непонятно, как такое могло случиться с образованными людьми! Французы много об этом потом писали, Альфонс Доде посвятил Врэн-Люка роман "Бессмертный". Люди смеются над этой историей уже больше ста лет, и выносить моральные суждения по ее поводу невозможно. Как можно осуждать кого-то в анекдоте, например?".
Врэн-Люка, кстати, не сильно пострадал. На суде он парировал в духе "а куда смотрел Мишель Шаль? Тоже мне, академик!". Ему дали два года тюрьмы, назначили штраф – 500 франков и запретили посещать библиотеки.
Афера – дело заразное
История Врэн-Люка необычна тем, что уже несколько веков существуют жесткие принципы определения подлинности документа. Об этом рассказал главный научный сотрудник Института всеобщей истории Рудольф Пихоя. Есть так называемая внешняя и внутренняя критика источника. В первом случае обращается внимание на бумагу, ее филигрань, чернила и другие физико-химические характеристики, которые должны соответствовать времени создания документа. К внутренней критике источника относится его содержание, поясняет Рудольф Пихоя:
«
"Примером может служить фальшивка, которая распространялась фашистами в годы Великой Отечественной войны: якобы изданный указ маршала Жукова выселить украинцев с территории Украины. Во-первых, внутренняя критика источника свидетельствовала, что делопроизводственные номера на нем не имели никакого отношения к тому, как оформлялись тогда документы в Красной армии и в целом в СССР. Во-вторых, подобные вопросы не входили в компетенцию военного командования. Главное же при внутренней критике – это соответствие информации исторической среде и культурным условиям, которые определяли эпоху создания документа. В случае с упомянутой фальшивкой этого не было и быть не могло".
Директива Народного Комиссара Обороны СССР № 1 от 22 июня 1941 (1:45 ночи)
Совершенствуются не только методы определения фальсификата – фальсификаторы тоже оттачивают мастерство. Достаточно вспомнить разоблачение подложных "Протоколов сионских мудрецов" или "Тайных дневников Гитлера" – нашумевшие истории XX века. В XXI веке, когда рукописные документы почти целиком заменила переписка и публикации в электронном виде, можно ожидать появления "виртуального Врэн-Люка" и ренессанса "подделочного бизнеса".
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.