Саму Индию к тому времени уже открыл соотечественник да Гамы Бартоломеу Диаш. Однако высадиться на ее берегах ему не довелось: едва попав в воды Индийского океана, матросы Диаша отказались идти дальше, и капитан повернул назад. В экспедиции Васко да Гамы тоже были случаи непослушания, но он себя вел совершенно иначе.
Королевский выбор
Участники международной гонки больших парусников "Tall Ships" в порту Лиссабона
Сложную экспедицию логично было поручить многоопытному Диашу, но король назначил 37-летнего дворянина Васко да Гаму. Он был искусным мореплавателем, не менее искусным дипломатом и "человеком с манерами", которые могут пригодиться на приемах в чужих краях. К достоинствам относился и его непреклонный, даже жестокий нрав. Второе обстоятельство связано будто бы с тем, что астролог при дворе португальского короля предсказал: Индию завоюют два брата. А у Васко был брат Паулу, который и стал капитаном одного из четырех кораблей флотилии. Перед экспедицией братья получили индульгенцию – им отпустили грехи, позволив делать что угодно, в том числе грабить и убивать.
Торговцы или ученые?
Торговая цель поездки была, разумеется, главной. Индию называли страной сокровищ, покупать индийские товары из чужих рук становилось дорого – собственный торговый морской путь решал для португальцев множество проблем. Хорошо было бы при этом и застолбить за собой в Индии часть территории. Но, по мнению писателя и путешественника Константина Ковалева-Случевского, все это не главное, в экспедиции да Гамы гораздо больше значила высокая пассионарность португальцев:
«
"Для Португалии не важна была Индия. Португалия находится в уникальной точке Европы – можно сказать, это европейский мыс. Говорят, где-то рядом была Атлантида, и если так, то Португалия – часть какой-то большой цивилизации. Страна удобно расположена – раз; в ней прекрасно развито кораблестроение – два; и вот она пытается освоить мир, изучить планету. Ценностью была не Индия, а приключение – движение вперед".
Отлив на побережье острова Маврикий в Индийском океане.
Экспедиция Васко да Гамы двигалась с переменным успехом. И судя по тому, что происходило в пути, познавательные цели были не главные.
Морские волки и их повадки
Во время высадок путешественников на берег – для пополнения продовольствия и воды – почти постоянно случались конфликты с местным населением, в первом же из них Васко прострелили ногу. Если экспедицию принимали не слишком радушно, португальцы могли на прощание жахнуть с кораблей из пушек по населенному пункту. Матросы не раз бунтовали – например, у мыса Доброй Надежды были такие бури, что от Васко потребовали вернуться в Лиссабон. В ответ он выбросил за борт все навигационные приборы.
© Depositphotos.com / zambezi
Мыс Доброй Надежды
Для налаживания отношений с разнообразными "туземцами" португальцы набрали стеклянных бус и прочей мишуры. Все это они потом пытались отдать как подарки султанам или хотя бы продать на арабских рынках, но их продукция не производила никакого впечатления. Тогда озлобленные морские волки грабили арабские судна и брали в плен их экипажи. Однако именно араб стал их настоящим спасением и принес экспедиции славу.
Арабская навигация – европейская слава
Перед выходом в Индийский океан Васко да Гама нанял в Кении Ахмада ибн Маджида – моряка из Омана, который оказался потомственным лоцманом. Он с блеском провел португальскую флотилию по океану к индийскому городу Каликуту. При этом пользовался неевропейскими и более точными навигаторами и имел подробную арабскую карту всего индийского побережья с параллелями и меридианами.
© public domain
Картина Ивана Айвазовского "Крушение "Черного принца"
Что же получается: по Индийскому океану прошел ибн Маджид, а вся слава первооткрывателя досталась Васко да Гаме? "Почти так", – считает Константин Ковалев-Случевский:
«
"Европа любит присваивать достижения самой себе, ведь долгое время для нее весь другой мир представлялся лишь ее придатком. Какой там арабский лоцман, кто он такой? А вот Васко да Гама – это кто-то! Но важно еще и то, что Европа имела колоссальное превосходство по сравнению с другими цивилизациями – даже древнеиндийскими, у которых письменность значительно старше: Европа записывала все свои события, вела хроники, летописания, в отличие от других частей света, в странах которых этого не делали. Тем самым она закрепляла за собой право на юридический статус. Того, что написано пером, топором не вырубишь".
У португальского короля были все причины записать в историю именно Васко да Гаму. Потому что это он, а не Диаш или ибн Маджид, привез из Индии столько товаров, что после их продажи экспедиция окупилась шестьдесят раз!
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Продавец платков на выставке-ярмарке "Товары из Индии".
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Яндекс Новостях.