Авторы

Шведы – освободители Украины

Оказывается, Карл XII пришел в Малороссию с освободительной миссией. В шведских СМИ так и пишут: "В Полтаве мы пытались помочь вырвать Украину из рук России... Это же известный факт, что Украину основали шведы, у нас даже флаги одинаковых цветов!".
Читать на сайте radiosputnik.ru
В этот день, … лет назад
Восьмого июля 1709 года состоялась Полтавская баталия – крупнейшее сражение Северной войны.
Шведский король Карл XII хотел через Малороссию нанести удар по Москве. Говорят, что ему это посоветовал гетман-изменник Мазепа. Он также уверял Карла, что шведов ждут не дождутся в Малороссии гостеприимные казаки и казачки, столы, ломящиеся от бутылок с горилкой, шматов сала, борща, вареников и т.д. и т.п. Но жители Малороссии оказались на редкость негостеприимными: вместо того, чтобы накрывать "дорогому гостю" стол, начали разбегаться по лесам, прятать хлеб и скот, нападать на шведских фуражиров. К тому моменту, когда армия Карла подошла к Полтаве, она потеряла до трети состава. По подсчетам, всего осталось, вместе с мазепинцами, 35-37 тысяч.
Репродукция мозаики Михаила Ломоносова "Полтавская баталия". (Северная война 1700-1721 гг.)
А с Полтавой с самого начала все пошло не так, как мечталось Карлу. Он-то считал, что с наскоку возьмет провинциальную цитадель. И действительно, в фортификационном отношении Полтавская крепость была слабой, а ее гарнизон малочисленным, и к тому же состоял из инвалидной команды да вооруженных обывателей во главе с полковником Алексеем Степановичем Келиным.
Шведский фельдмаршал Реншильд вопрошал: "Неужели русские до такой степени безрассудны и станут защищаться?".
Оказалось, что русские как раз "безрассудны". Келин наотрез отказался капитулировать. Гарнизон успешно отбивал атаки противника. Шведы были в замешательстве. А Келин ответил очередному шведскому парламентеру на предложение сдать крепость (причем уже на выгодных условиях): "Приступов было восемь и из присланных на приступе более 3000 человек при валах полтавских головы положили. Итак, тщетная ваша похвальба, побить всех не в вашей воле состоит, но в воле Божией, потому что всяк оборонять и защищать себя умеет!"...
А вскоре подошла и русская армия. О ходе сражения говорить много не надо: шведы были обречены с самого начала. Замечу лишь один факт: основной боеспособной единицей нашей армии в этом сражении были отнюдь не петровские полки, а старомосковские стрельцы. Именно они, да калмыцкая конница и стали главными творцами Полтавской виктории. А еще полковник Келин со своими инвалидами.
Армия короля Карла XII перестала существовать.
Удивляет другое: на что, собственно, Карл рассчитывал в войне с Россией? Ни при каких полководческих талантах короля, ни при какой военной удаче или даже измене десяти Мазеп Швеция не справилась бы с Россией. Ей бы попросту не хватило ни военных, ни материальных, ни людских ресурсов. Именно в Северной войне Швеция, что называется, "надорвалась" и выбыла из числа великих держав Европы.
Современный шведский историк Петер Энглунд по этому поводу оптимистично восклицает, что благодаря поражению власти страны сосредоточились на внутренних проблемах, и уже через сто лет Швеция стала одним из самых благополучных государств мира. "Одна из дорог, приведших к нынешнему преуспеванию Швеции, брала начало под Полтавой", пишет Энглунд. Ну что ж! Если шведскому историку нравится прикидываться этаким безмозглым бодрячком, повторяющим вслед за Лейбницем и Вольтером "все к лучшему в этом лучшем из миров" –пожалуйста! Только стоит заметить Энглунду, что в "Кандиде" эта фраза звучит подчас как форменное издевательство и глумление.
Репродукция иллюстрации "Полтавская победа" (гуашь), написанной художником Евгением Лансере в 1942 году, из собрания Государственной Третьяковской галереи
И что же в сухом остатке получается? А получается вот что: сотни лет титанических усилий и сотни тысяч павших под знаменами хотя бы Густава Адольфа и Карла XII нужны были для того, чтобы шведы поумнели до такой степени, чтобы поняли, что Россия им не по зубам. Дорогая же плата за очевидный урок. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что были и другие страны "невыученных шведских уроков". Даже еще более недальновидные, но более чем скандинавы, амбициозные.
Но не только Энглунд не унывает. В нынешних шведских СМИ, например, можно встретить весьма фантастические идеи и мысли по поводу Северной войны. (Конечно, они и про Россию и русских много чего при этом пишут, но это, честно говоря, читается индифферентно). Например, один из шведских журналистов всерьез утверждает: "В Полтаве мы пытались помочь вырвать Украину из рук России. А вообще, это же известный факт, что Украину основали шведы, у нас даже флаги одинаковых цветов!". Любопытная версия. И еще одно доказательство императива "Украина це Европа". Все верно и логично: шведы основали Украину, а укры выкопали Черное море. И все к лучшему в этом лучшем из миров...
А Карл кончил плохо. После Полтавы бежал вместе с Мазепой в Османскую империю. Четыре года зализывал раны. Но более упрямые и стойкие европейские монархи не дремали. Россия захватила шведские земли в Прибалтике, часть Финляндии. Пруссия оккупировала шведские владения в Германии. И, наконец, Британия, союзник Швеции, отказалась от союзных обязательств. Известное коварство Альбиона. А в свое время, до Полтавы, Лондон всячески отказывался от каких-либо переговоров с Россией. Перефразируя Наполеона, можно сказать так: Британия всегда на стороне больших батальонов.
Памятник Петру I в музее-заповеднике "Поле Полтавской битвы" в Яковцах, Полтава
Потом под давлением России и европейских держав султан вежливо, но настойчиво предложил Карлу XII покинуть пределы Турции, выделив даже деньги на проезд и дав почетный эскорт из янычар (или тюремный конвой?). Карл пришел в буйство, открыл стрельбу по янычарам. Произошло кровавое столкновение, в ходе которого король даже лишился кончика носа. Прибалтики он лишился раньше.
А тем временем ситуация уже в самой Швеции стала для него угрожающей. Карла далеко не все жаловали, когда он был, как говориться, "на коне", победителем. А побежденный король кому нужен? Из него красивых платьев не нашьешь. Поэтому попытки Карла восстановить потерянное влияние потерпели неудачу: отсутствующий всегда не прав, а тем более побежденный внешними врагами. Король даже в Стокгольм не поехал, дабы не вступать в затяжные распри с парламентом. Кстати, он с 1700 года и до самой своей смерти ни разу не побывал в своей столице.
Проиграв в России, Карл, видимо, решил наверстать упущенное с соседями послабее: развязал войну в Норвегии, которая была под властью Дании. Однако в декабре 1718 года был убит шальной пулей. Есть версия, причем вполне логичная, что король стал жертвой заговора шведских аристократов. Карл во все свое правление вел войны. Но одно дело победоносные войны. Они приносят доходы, титулы, чины и награды. А поражения не только не приносят дивидендов, но еще опустошают казну, приводят в уныние подданных и лишают их радужных перспектив.
Памятная медаль на заключение Ништадского мира в 1721 году
Обычно заговоры против диктаторов зреют именно во дни сокрушительных поражений и краха перспектив. Заговор Мале против Наполеона возник во время позорного бегства корсиканца из России, заговор Штауффенберга – после Сталинграда, Курской дуги, когда Красная Армия вышла к границам Третьего рейха...
В общем, Ништадтский мир с Россией был заключен уже без Карла XII. Он стал последним европейским монархом, убитым на войне.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Яндекс Новостях.
Обсудить
Рекомендуем