Авторы

Оторваться от земли: как Ломоносов вертолет изобрел

"Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую воздухобежной". Эта запись из протокола заседания Петербургской академии наук 1 июля 1754 года подтверждает: 265 лет назад состоялось первое в мире документированное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Аэродинамическая машина, которую представил знаменитый русский ученый, имела все признаки вертолета, только маленького. Михаил Ломоносов снабдил ее фюзеляжем, предусмотрел два несущих винта: они должны были вращаться в противоположные стороны, чтобы уничтожить препятствие в виде реактивного момента, а в действие приводились часовой пружиной, помещенной в коробку.
Полет на пружинном заводе
Первое испытание геликоптера Ломоносова прошло успешно, о чем можно прочитать в протоколе заседания академиков. Суть изобретения они поняли хорошо: машина "с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, будет нажимать воздух и подниматься в его верхние слои". Демонстрация была очень наглядной: "Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками с противоположного конца: как только пружина заводилась – поднималась в высоту". Однако академики отметили и некоторые недостатки, но и сам Ломоносов их осознавал. Говоря о подъеме на высоту, они сделали замечание: "Это действие еще более увеличится, если будет увеличена сила пружины, а коробку с пружиной сделать для уменьшения веса из дерева. Об этом изобретатель обещал позаботиться".
Труды Михаила Васильевича Ломоносова, вышедшие при жизни ученого, и первое издание "Путешествие из Петербурга в Москву" Александра Николаевича Радищева.
К несчастью, "изобретатель" больше ни о чем не позаботился, а без него проект развития не получил.
Смертельные эксперименты
Михаил Ломоносов не занимался проблемами летания специально, его "воздухобежный аппарат" – это то, что можно назвать побочным эффектом других научных открытий. Ученый в то время был сосредоточен на исследовании электрических явлений, в том числе атмосферных. Его "командой" был профессор физики Георг Рихман. Они создали установку на основе генератора статического электричества – "громовую машину" с прообразом громоотвода и экспериментировали, подвергая себя опасности. Рихман в конце концов был убит ударом молнии во время опытов в сильную грозу. И Ломоносов задумался, а нельзя ли экспериментировать без участия человека – например, поднять в воздух нужные метеорологические приборы?
Вертолетное семейство
Первый геликоптер появлялся минимум дважды. Сначала только на бумаге: в XV веке Леонардо да Винчи сделал чертеж аппарата, который вертикально поднимается с помощью изогнутых лопастей. Чертеж этот, как и множество других работ да Винчи, опубликовали только в конце XVIII века, когда русский ученый уже все придумал сам.
"Прототип геликоптера" на выставке "Гений да Винчи" в музее Артилерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге.
Возможно, попади Михаил Ломоносов в наши дни, он удовлетворился бы метеорологическим квадрокоптером для своих тогдашних научных целей. "Он, конечно, узнал бы и в квадрокоптере, и в любом современном вертолете свое изобретение", – говорит авиаэксперт Евгений Матвеев:
«
"Всякий вертолет похож на ту игрушку, которую сделал Ломоносов: как при нем, так и теперь несущий винт, вращаясь, создает подъемную силу. Другое дело, что в момент демонстрации его модели поднималось только несколько граммов полезного груза, а сегодня вертушка поднимает в небо десятки тонн – настолько преобразовалась первоначальная идея. Однако принцип действия не изменился, и в нем нет ничего неузнаваемого".
Вертолеты без конца совершенствуются в силу уникальных преимуществ перед любыми другими летательными аппаратами. Они маневренны, могут и задом наперед лететь, и зависать, вертикальный взлет и посадка не требуют сложных площадок – достаточно ровной поверхности в полтора диаметра винта. Они перевозят громоздкие грузы на внешней подвеске – чего стоит одна доставка по воздуху истребителя Су-27 вертолетом Ми-26 из Петербурга в Кронштадт осенью прошлого года. Но их развивают не только как "небесных тяжеловесов".
Вертолет Ми-26 перевозит на внешней подвеске истребитель Су-27 с военного аэродрома в Пушкине в военно-исторический парк Западного военного округа в Кронштадте. 27 ноября 2018.
Под парашютным прикрытием
Одно из направлений поиска – объединить максимальную легкость и максимальную безопасность. Новинка нынешнего года – итальянский двухместный вертолет "Зефир". "Он оснащен парашютом, так что производители анонсируют "Зефир" как самый безопасный в мире вертолет", – рассказывает Евгений Матвеев:
«
"Отличительной его особенностью является то, что на втулке сверху несущего винта есть специальный контейнер, в котором находится небольшой парашют. В случае чрезвычайного происшествия парашют может выпуститься и приземлить не одного летчика, а вертолет целиком. Вот в чем идея. Эта система имеет ограниченный диапазон возможностей, но главное то, что она позволяет спасти человеческие жизни".
К достоинствам "Зефира" относится и то, что он весит всего 700 кг. Дело не только в применении композитных материалов и легких сплавов – итальянцы поставили на него не тяжелый поршневой, а легкий турбовальный двигатель весом 60 кг. Ломоносов бы оценил: он еще в XVIII веке предвидел, что "коробку с пружиной", на заводе которой летит геликоптер, надо облегчать!..
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Легкий двухместный вертолет Robinson R22.
Обсудить
Рекомендуем