Аэродинамическая машина, которую представил знаменитый русский ученый, имела все признаки вертолета, только маленького. Михаил Ломоносов снабдил ее фюзеляжем, предусмотрел два несущих винта: они должны были вращаться в противоположные стороны, чтобы уничтожить препятствие в виде реактивного момента, а в действие приводились часовой пружиной, помещенной в коробку.
Полет на пружинном заводе
Первое испытание геликоптера Ломоносова прошло успешно, о чем можно прочитать в протоколе заседания академиков. Суть изобретения они поняли хорошо: машина "с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, будет нажимать воздух и подниматься в его верхние слои". Демонстрация была очень наглядной: "Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками с противоположного конца: как только пружина заводилась – поднималась в высоту". Однако академики отметили и некоторые недостатки, но и сам Ломоносов их осознавал. Говоря о подъеме на высоту, они сделали замечание: "Это действие еще более увеличится, если будет увеличена сила пружины, а коробку с пружиной сделать для уменьшения веса из дерева. Об этом изобретатель обещал позаботиться".
Труды Михаила Васильевича Ломоносова, вышедшие при жизни ученого, и первое издание "Путешествие из Петербурга в Москву" Александра Николаевича Радищева.
К несчастью, "изобретатель" больше ни о чем не позаботился, а без него проект развития не получил.
Смертельные эксперименты
Михаил Ломоносов не занимался проблемами летания специально, его "воздухобежный аппарат" – это то, что можно назвать побочным эффектом других научных открытий. Ученый в то время был сосредоточен на исследовании электрических явлений, в том числе атмосферных. Его "командой" был профессор физики Георг Рихман. Они создали установку на основе генератора статического электричества – "громовую машину" с прообразом громоотвода и экспериментировали, подвергая себя опасности. Рихман в конце концов был убит ударом молнии во время опытов в сильную грозу. И Ломоносов задумался, а нельзя ли экспериментировать без участия человека – например, поднять в воздух нужные метеорологические приборы?
Вертолетное семейство
Первый геликоптер появлялся минимум дважды. Сначала только на бумаге: в XV веке Леонардо да Винчи сделал чертеж аппарата, который вертикально поднимается с помощью изогнутых лопастей. Чертеж этот, как и множество других работ да Винчи, опубликовали только в конце XVIII века, когда русский ученый уже все придумал сам.
"Прототип геликоптера" на выставке "Гений да Винчи" в музее Артилерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге.
Возможно, попади Михаил Ломоносов в наши дни, он удовлетворился бы метеорологическим квадрокоптером для своих тогдашних научных целей. "Он, конечно, узнал бы и в квадрокоптере, и в любом современном вертолете свое изобретение", – говорит авиаэксперт Евгений Матвеев:
«
"Всякий вертолет похож на ту игрушку, которую сделал Ломоносов: как при нем, так и теперь несущий винт, вращаясь, создает подъемную силу. Другое дело, что в момент демонстрации его модели поднималось только несколько граммов полезного груза, а сегодня вертушка поднимает в небо десятки тонн – настолько преобразовалась первоначальная идея. Однако принцип действия не изменился, и в нем нет ничего неузнаваемого".
Вертолеты без конца совершенствуются в силу уникальных преимуществ перед любыми другими летательными аппаратами. Они маневренны, могут и задом наперед лететь, и зависать, вертикальный взлет и посадка не требуют сложных площадок – достаточно ровной поверхности в полтора диаметра винта. Они перевозят громоздкие грузы на внешней подвеске – чего стоит одна доставка по воздуху истребителя Су-27 вертолетом Ми-26 из Петербурга в Кронштадт осенью прошлого года. Но их развивают не только как "небесных тяжеловесов".
Вертолет Ми-26 перевозит на внешней подвеске истребитель Су-27 с военного аэродрома в Пушкине в военно-исторический парк Западного военного округа в Кронштадте. 27 ноября 2018.
Под парашютным прикрытием
Одно из направлений поиска – объединить максимальную легкость и максимальную безопасность. Новинка нынешнего года – итальянский двухместный вертолет "Зефир". "Он оснащен парашютом, так что производители анонсируют "Зефир" как самый безопасный в мире вертолет", – рассказывает Евгений Матвеев:
«
"Отличительной его особенностью является то, что на втулке сверху несущего винта есть специальный контейнер, в котором находится небольшой парашют. В случае чрезвычайного происшествия парашют может выпуститься и приземлить не одного летчика, а вертолет целиком. Вот в чем идея. Эта система имеет ограниченный диапазон возможностей, но главное то, что она позволяет спасти человеческие жизни".
К достоинствам "Зефира" относится и то, что он весит всего 700 кг. Дело не только в применении композитных материалов и легких сплавов – итальянцы поставили на него не тяжелый поршневой, а легкий турбовальный двигатель весом 60 кг. Ломоносов бы оценил: он еще в XVIII веке предвидел, что "коробку с пружиной", на заводе которой летит геликоптер, надо облегчать!..
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Легкий двухместный вертолет Robinson R22.