265 лет назад в Петербурге началось строительство Зимнего дворца. Работы заняли восемь лет. А меньше, чем через 80 дворец сгорел почти дотла.
"Петербург. Зимний дворец". Середина XVIII века. Неизвестный художник по рисунку М.И.Махаева
Елизавета Петровна требовала от Растрелли грандиозности, пышности, великолепия, роскоши в каждой детали – ей хотелось величия, и гениальный итальянец не подвел.
Достичь и превзойти
Между набережной Невы и Дворцовой площадью вырос архитектурный шедевр в стиле барокко. Дворец имел форму замкнутого четырехугольника, внутри него раскрывался широкий двор, ни один фасад не повторялся, каждый был разделен на два яруса и осыпан колоннами с богатой лепкой. Императрица хотела исключительной по тем временам высоты светского сооружения – 22 метра. Растрелли "накинул от себя"еще полтора, усилив монументальное воздействие. "Рост в небо" продолжали расположенные по крыше античные статуи ивазы.
Елизавете Петровне не довелось увидеть блестящий результат – работу принимала уже Екатерина Вторая. Она обустраивалась на свой вкус, поменяла "утвержденное ранее"место личных покоев и приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату. Она же начала собирать коллекцию европейской живописи, что еще больше сближало Зимний дворец с резиденциями монархов Европы. Цель у обеих императриц была именно такая: достичь и превзойти. И в самом деле, не у всякого императора во дворце было 1050 покоев на площади в 60 000 квадратных метров.Или, например, 117 лестниц, начиная с шедевра Растрелли –Иорданской лестницы. Или две анфилады парадных залов,тогда как "нормальному" дворцу достаточно одной. Каждыйдень открывались и закрывались 1886 дверей, а изнутри наружуможно было посмотреть в любое из 1945 окон…
Парадная лестница Зимнего дворца.
Зимний дворец населяли три тысячи человек. Члены царской семьи и прислуга, придворные и охрана – в нем была налажена жизнь, как казалось, очень крепко. Но в один несчастный день в декабре 1837 года все рухнуло.
Огонь, вода и медные трубы
Пожар в Зимнем дворце случился внезапно и бушевал почти 30 часов. Его пламя было видно за полсотни километров от города. Огонь уничтожил все исторические интерьеры, а это были проекты выдающихся мастеров – Кваренги, Росси, Монферрана. Сильно пострадала и Иорданская лестница Растрелли. Многое удалось спасти – в том числе свыше трех сотен картин из Галереи 1812 года и все сокровища дворцового музея – Эрмитажа: его стену непрерывно поливали из брандспойтов, отрезая путь огню.
Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце.
Если составлять список пожаров на самых известных сооружениях, то гибель Зимнего дворца в нем будет "отвечать" за XIX век. Примерно так, как Лондонский пожар 1666 года был символом потрясения в XVII веке: тогда почти погиб Собор святого Павла. Или так, как обозначил XX век полностью сгоревший в 1950 году Золотой храм в японском Киото. XXI век тоже уже отметился резонансным пожаром на архитектурном памятнике: парижский собор Нотр-Дам, охваченный огнем в апреле нынешнего года, видел весь мир. Судьбы этих "страдальцев" сходны: три исторических сооружения восстановлены в прежнем виде, четвертому, Нотр-Дам де Пари, восстановление предстоит.
Друзья по несчастью
Интересно, что причина пожара в парижском соборе так до конца и не выяснена, как не была выяснена и точная причина того, что произошло почти два века назад в Зимнем дворце. Во дворце как будто был неисправен дымоход, а приоритетной причиной возгорания в соборе назвали сварочные работы. Получается, и в том, и в другом случае имела место обыкновенная халатность. Но главное, что было потом. Когда Зимний дворец восстанавливали, тогдашний император Николай Первый вольно или невольно задал самое верное направление работ: сделать все, как было до пожара. Это почти в точности слова современного архитектора-реставратора Михаила Михайлова. По его мнению, это же направление работ стоит выбрать и при восстановлении Собора Парижской Богоматери:
«
"Есть понятие первичности, или исторической ценности объекта, и тут она была отчасти уничтожена. Безвозвратно. Но есть понятие исторической целостности, которую можно восстановить полностью. Более того: ее нельзя нарушать при восстановлении объекта. Нужно точно воссоздавать все утраченные во время пожара элементы. В случае с Нотр-Дам это означает воссоздание деревянной конструкции, которая была уничтожена огнем".
Пожар в соборе Парижской Богоматери, апрель 2019 года.
Кстати, тем, кто будет заниматься восстановлением собора в Париже, предлагают немало "интересных современных решений". Итальянские архитекторы, например, разработали проект крыши и шпиля из прочного хрусталя, а бельгийцы готовы разбить на соборной крыше сад и огород: они подсчитали, что на этой площади можно собирать по 20 тонн овощей и фруктов в год.
Но вспомним, что Николаю Первому тоже предлагали немало новых вариантов "на тему" сгоревшего Зимнего дворца – вплоть до того, чтобы разрушить остатки строения и возвести все с нуля "еще лучше". Однако он настоял на историзме, привлек колоссальные силы и в немыслимо короткий срок – всего за два года – представил Зимний дворец практически в допожарном виде. Он и по сей день такой.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Вид на Дворцовую площадь. Санкт-Петербург.