Авторы

Зимний дворец: его пример другим наука

Самый знаменитый дворец России отмечает день рождения. 27 июня 1754 года императрица Елизавета Петровна утвердила проект своей зимней резиденции. Его предложил итальянский архитектор на русской службе Бартоломео Растрелли.
Читать на сайте radiosputnik.ru
265 лет назад в Петербурге началось строительство Зимнего дворца. Работы заняли восемь лет. А меньше, чем через 80 дворец сгорел почти дотла.
"Петербург. Зимний дворец". Середина XVIII века. Неизвестный художник по рисунку М.И.Махаева
Елизавета Петровна требовала от Растрелли грандиозности, пышности, великолепия, роскоши в каждой детали – ей хотелось величия, и гениальный итальянец не подвел.
Достичь и превзойти
Между набережной Невы и Дворцовой площадью вырос архитектурный шедевр в стиле барокко. Дворец имел форму замкнутого четырехугольника, внутри него раскрывался широкий двор, ни один фасад не повторялся, каждый был разделен на два яруса и осыпан колоннами с богатой лепкой. Императрица хотела исключительной по тем временам высоты светского сооружения – 22 метра. Растрелли "накинул от себя"еще полтора, усилив монументальное воздействие. "Рост в небо" продолжали расположенные по крыше античные статуи ивазы.
Елизавете Петровне не довелось увидеть блестящий результат – работу принимала уже Екатерина Вторая. Она обустраивалась на свой вкус, поменяла "утвержденное ранее"место личных покоев и приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату. Она же начала собирать коллекцию европейской живописи, что еще больше сближало Зимний дворец с резиденциями монархов Европы. Цель у обеих императриц была именно такая: достичь и превзойти. И в самом деле, не у всякого императора во дворце было 1050 покоев на площади в 60 000 квадратных метров.Или, например, 117 лестниц, начиная с шедевра Растрелли –Иорданской лестницы. Или две анфилады парадных залов,тогда как "нормальному" дворцу достаточно одной. Каждыйдень открывались и закрывались 1886 дверей, а изнутри наружуможно было посмотреть в любое из 1945 окон…
Парадная лестница Зимнего дворца.
Зимний дворец населяли три тысячи человек. Члены царской семьи и прислуга, придворные и охрана – в нем была налажена жизнь, как казалось, очень крепко. Но в один несчастный день в декабре 1837 года все рухнуло.
Огонь, вода и медные трубы
Пожар в Зимнем дворце случился внезапно и бушевал почти 30 часов. Его пламя было видно за полсотни километров от города. Огонь уничтожил все исторические интерьеры, а это были проекты выдающихся мастеров – Кваренги, Росси, Монферрана. Сильно пострадала и Иорданская лестница Растрелли. Многое удалось спасти – в том числе свыше трех сотен картин из Галереи 1812 года и все сокровища дворцового музея – Эрмитажа: его стену непрерывно поливали из брандспойтов, отрезая путь огню.
Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце.
Если составлять список пожаров на самых известных сооружениях, то гибель Зимнего дворца в нем будет "отвечать" за XIX век. Примерно так, как Лондонский пожар 1666 года был символом потрясения в XVII веке: тогда почти погиб Собор святого Павла. Или так, как обозначил XX век полностью сгоревший в 1950 году Золотой храм в японском Киото. XXI век тоже уже отметился резонансным пожаром на архитектурном памятнике: парижский собор Нотр-Дам, охваченный огнем в апреле нынешнего года, видел весь мир. Судьбы этих "страдальцев" сходны: три исторических сооружения восстановлены в прежнем виде, четвертому, Нотр-Дам де Пари, восстановление предстоит.
Друзья по несчастью
Интересно, что причина пожара в парижском соборе так до конца и не выяснена, как не была выяснена и точная причина того, что произошло почти два века назад в Зимнем дворце. Во дворце как будто был неисправен дымоход, а приоритетной причиной возгорания в соборе назвали сварочные работы. Получается, и в том, и в другом случае имела место обыкновенная халатность. Но главное, что было потом. Когда Зимний дворец восстанавливали, тогдашний император Николай Первый вольно или невольно задал самое верное направление работ: сделать все, как было до пожара. Это почти в точности слова современного архитектора-реставратора Михаила Михайлова. По его мнению, это же направление работ стоит выбрать и при восстановлении Собора Парижской Богоматери:
«
"Есть понятие первичности, или исторической ценности объекта, и тут она была отчасти уничтожена. Безвозвратно. Но есть понятие исторической целостности, которую можно восстановить полностью. Более того: ее нельзя нарушать при восстановлении объекта. Нужно точно воссоздавать все утраченные во время пожара элементы. В случае с Нотр-Дам это означает воссоздание деревянной конструкции, которая была уничтожена огнем".
Пожар в соборе Парижской Богоматери, апрель 2019 года.
Кстати, тем, кто будет заниматься восстановлением собора в Париже, предлагают немало "интересных современных решений". Итальянские архитекторы, например, разработали проект крыши и шпиля из прочного хрусталя, а бельгийцы готовы разбить на соборной крыше сад и огород: они подсчитали, что на этой площади можно собирать по 20 тонн овощей и фруктов в год.
Но вспомним, что Николаю Первому тоже предлагали немало новых вариантов "на тему" сгоревшего Зимнего дворца – вплоть до того, чтобы разрушить остатки строения и возвести все с нуля "еще лучше". Однако он настоял на историзме, привлек колоссальные силы и в немыслимо короткий срок – всего за два года – представил Зимний дворец практически в допожарном виде. Он и по сей день такой.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Вид на Дворцовую площадь. Санкт-Петербург.
Обсудить
Рекомендуем