События разворачивались на территории современной Мексики – в Теночтитлане: так называлась столица империи ацтеков. Теперь на ее месте Мехико. Ровно 500 лет назад, в 1519-м году, в городе появился белокожий бородатый мужчина. Он пришел на утренней заре, и у ацтеков дрогнули сердца. Все было так, как они и думали: однажды в сиянии солнечных лучей к ним придет их главный бог Кетцалькоатль, которого они представляли со светлой кожей и обязательно с бородой.
Экспонат на выставка в Лондоне, которая рассказывает о жизни правителя ацтеков Мотекусомы.
Белоликие пришельцы
Тот, кого приняли за бога, довольно долго и успешно поддерживал среди ацтеков "веру в себя". Это был Фернандо Кортес. Одни считают его первооткрывателем, другие захватчиком. "В нем было и то, и другое, но захватнический инстинкт проявлялся гораздо сильнее", – уверен доцент Мезоамериканского центра РГГУ Дмитрий Беляев:
«
"Колумб, Магеллан и другие мореплаватели прославились географическими открытиями, хотя тоже занимались завоеваниями, но в меньшей степени. С Кортесом же ассоциируются, прежде всего, завоевания. Он первым попал в центральную часть Мексики, первым из европейцев вступил в контакт с ацтекской империей, но не как путешественник, а как конкистадор. Его интересовало только золото, новые земли и новые подданные для испанской короны".
Мотекусома Второй стал заложником Кортеса, именно через него тот действовал как завоеватель ацтеков. Когда народ понял, что в его стране бессовестно орудуют совсем не боги, прибирая к рукам все, то потребовал от своего правителя защиты. Как минимум – правильного поведения. И вот этого-то правитель и не сумел предъявить.
Храм Кукулькана в Чичен-Ица.
Воин оказался "бабой"
Действия против Мотекусомы его подданных были продиктованы не только возмущением из-за поведения испанцев. Он сам по себе был человеком не очень популярным. Например, еще до прихода испанцев пытался проводить в империи реформы, навести определенный порядок, а к реформаторам почти всегда отношение критическое. Так считает Дмитрий Беляев. Недовольны были некоторые группы знати, жречества, они не желали менять привычный образ жизни. Ну а когда испанцы захватили Мотекусому в плен, недовольство стало всеобщим, потому что в ситуации драматического контакта с испанцами правитель проявил себя как человек податливый. Возможно, он пытался спасти свою жизнь, выторговать для себя условия, которые позволили бы ему восстановить своей статус, – считается, что Мотекусома был опытным политиком. Но слишком невообразимой была ситуация с белокожими людьми, в которую он попал. По предположению Дмитрия Беляева, правитель ацтеков допустил критическую ошибку, когда позволил испанцам просто идти к его городу:
«
"Пока испанцы продвигались по центральной Мексике к ацтекской столице, Мотекусома демонстрировал непонятную многим нерешительность. И это вместо того, чтобы сразу захватить в плен всех "туземцев": кого надо – перебить, кого надо – принести в жертву, еще кого-то доставить к себе и расспросить. А он хотел испытать их, понять, что же это все-таки за люди. И здесь важную роль в удаче Кортеса сыграло то, что он был абсолютно новым фактором для всех".
© AP Photo / Meliton Tapia Davila / INAH
Археологические раскопки на месте древнего храма в городе Теукане, штат Пуэла, Мексика.
Последнее, чего ацтеки не простили Мотекусоме, – правитель не проявил себя воином и по духу. Когда от него потребовали выйти к людям и объясниться – в конце июня 499 лет назад, – он вышел на балкон и попытался уговорить жителей города успокоиться. Ему стали кричать – "ты баба, ты трус" и бросать в него камнями. От Мотекусомы ждали твердости, даже жестокости. В соответствии с представлениями ацтеков, носитель власти обязан был быть полководцем и вне поля боя. По кодексу воина ему следовало умереть, а не пытаться выжить в плену, и встретить смерть без страха. Чем меньше оставалось уважения и доверия к Мотекусоме, тем больше в него летело камней. Люди Кортеса и не пытались его отстоять…
Золото ацтеков
От этой истории осталась легенда о спрятанном ацтеками золоте – будто бы испанцы забрали не все и еще можно найти клады. Но Дмитрий Беляев считает, что в тщательности работы Кортеса сомневаться не приходится: от его опытного и цепкого взора не мог скрыться ни один сколько-нибудь богатый клад. Наибольшая часть золотых изделий из храмов, дворцов, царских кладовых была благополучно переплавлена и отправлена в Испанию, кое-что незначительное конкистадоры оставляли себе. До нас дошло очень мало образцов ацтекского ювелирного искусства, оно конкистадоров не интересовало и немедленно превращалось в золотые кирпичи. Вряд ли романтики-кладоискатели что-то найдут, хотя надежда на то, что еще не все потеряно, есть всегда.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© Фото : INAH
Раскопки захоронения в Мексике.