Почти два миллиона обращений по телефону, через СМС- и ММС-сообщения, через приложение "Москва – Путину". Звонки через сервис OK Live из разных городов России, а еще из Лондона, Парижа, Цюриха, Ганновера, Гамбурга, из Молдавии и Белоруссии, и, конечно, из Украины.
Прямая линия с Владимиром Путиным продолжалась 4 часа 8 минут. Глава государства ответил на 81 вопрос.
Как рассказал сам президент, в ходе подготовки к этому разговору "становятся более очевидными некоторые вещи, которые для людей являются особенно важными и острыми на данный момент времени. Сейчас – это, прежде всего, уровень жизни, уровень доходов, здравоохранение".
Вот с этих вопросов и начали. Практически сразу стали говорить о том, "кому на Руси жить хорошо", и что делать, чтобы всем стало легче.
"Реальные доходы граждан сокращались в течение нескольких лет. Самый большой спад был в 2016 году. Сейчас постепенно доходы начали восстанавливаться", – отметил президент.
"Что касается заработных плат. Рост есть и в номинальном выражении, и в реальном выражении. В номинальном выражении это выглядит так: в 2017 году была начисленная заработная плата в экономике 39,2 тысячи, а в этом году уже почти 45,7, последние данные в последнем месяце – 48,5. Я сразу хочу оговориться, хочу, чтобы на меня люди, которые сейчас сидят в интернете или у телевизора, не сердились за то, что у них нет таких заработных плат. Это естественное дело, я говорю о средних цифрах", – подчеркнул Владимир Путин.
Главный резерв для повышения уровня жизни – рост экономики за счет роста производительности труда.
Говоря об экономике, затронули тему санкций: не следует ли со всеми помириться? Если представить, что Россия выполнила все требования Запада, это что-то даст нашей экономике?
"Мы ни с кем не ругались, и желания такого у нас нет – с кем-то ругаться", – отметил Владимир Путин.
К тому же такое отступление ничего не даст, уверен он: "В результате всех этих рестрикций Россия, начиная с 2014 года, где-то недополучила около 50 миллиардов долларов, Евросоюз потерял 240 миллиардов долларов, США – 17 миллиардов долларов (у нас с ними небольшой торговый оборот), Япония – 27 миллиардов долларов. Это все же отражается на рабочих местах в этих странах, в том числе и в странах Евросоюза: они теряют наш рынок".
Зато у России сегодня "программы так называемого импортозамещения – 667 миллиардов рублей. Это заставило нас развивать даже те направления, где раньше у нас не было компетенции", подчеркнул президент.
О чем только ни спрашивали Владимира Путина. Речь шла об отношениях с президентом США, о Донбассе и президенте Украины Владимире Зеленском, о возможности объединения России и Белоруссии, о расследовании гибели малайзийского Boeing 777, о суверенном интернете, о том, как президент реагирует на невыполнение поручений…
Как всегда в конце прямой линии было несколько блиц-вопросов.
Как президент борется с ленью?
"Психологи считают, что лень – это вполне нормальное состояние человека, вызванное тем, что организму хочется отдохнуть. Отдыхать нужно, и нужно уметь отдыхать, но нет никакого другого способа бороться с ленью, кроме как начать работать", – сказал Владимир Путин.
Ответил президент и на вопрос, бывает ли ему стыдно. Владимир Путин вспомнил случай, который произошел с ним в начале 2000-х годов в одном из регионов.
"Уже конец рабочего дня, где-то уже к ночи, темно, это было, по-моему, осенью, слякоть, грязь и куда-то я перебирался, шел по этой слякоти к машине. Вдруг появилась женщина, такого уже преклонного возраста. Что-то невнятно сказала и вдруг упала на колени, отдала мне записку. Я сказал, что обязательно посмотрю. Забрал, отдал помощникам. И ее потеряли. Никогда этого не забуду", – рассказал президент.
А еще Владимира Путина спросили, не надоело ли ему быть президентом России.
Ответ был короткий и исчерпывающий: "Нет. Иначе я бы не стал баллотироваться на этот срок".