Авторы

Одинокий рояль мечтает познакомиться

"Нужны крепкие руки и умение ставить палатки-тенты в лучших походных традициях. Шашлыки и "жидкая часть проекта" категорически приветствуются". Уже пятый год в начале лета такой призыв начинает гулять по соцсетям. Это означает, что проект "Пианино в каждый двор" жив. А вот приюту для бездомных роялей не повезло.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В одном старом московском дворе самого обычного дома есть необычный предмет. Это пианино, которое стоит под самодельным тентом. Можно сесть и поиграть. Оно живет прямо на земле. А могло бы давно сгнить на помойке, если бы его не подобрали и не обогрели.
Проект "Пианино в каждый двор". Инструмент во дворе дома.
Спасение рядовой "Лирики"
К пианино как к бездомному животному отнесся Борис Тараканов – дирижер и создатель популярной в интернете нотной библиотеки. История случилась такая, как он рассказал:
«
"На восьмом этаже нашего дома соседи выставили пианино в коридор на лестничную клетку – дети выучились, никто не играет, из-за пианино некуда ставить мебель, а выносить его без грузового лифта дорого. Так оно простояло восемь лет. Как-то выхожу из подъезда и вижу людей, они ведут такой диалог: я двух дворников вызвал, сейчас они придут с кувалдой и болгаркой, и мы этот гроб с музыкой будем выносить. Оказалось, это был пожарный рейд проверки территории, который постановил, что в случае чего пианино помешает проносу пожарной техники. Я говорю, дайте мне сутки, я что-нибудь придумаю".
Борис придумал аккуратно вынести инструмент во двор, "а там посмотрим". Бросил клич в соцсетях, и на следующее утро пришли 50 человек, не знакомых друг с другом и даже не музыкантов. Одни выносили на плечах тяжелого пыльного бедолагу, другие сооружали для него не то чтобы будку, но навес по всем правилам палаточного искусства – сначала поглубже вкопали дрыны, "чтоб ни дождь, ни ветер". Позвонили настройщикам, те пришли, увидели, пожалели, бесплатно отремонтировали все, что нужно. Потом подтянулись музыканты, дали концерт – получился музыкальный пикник. И никому не захотелось расставаться с этим пианино.
Проект "Пианино в каждый двор". Инструмент под навесом во дворе дома.
Мой двор – моя крепость
У дворового пианино появилось огромное количество друзей, художники расписали его специальной мастикой 3D-цветами, на нем занимались те, кому негде репетировать, и просто местная детвора тренькала – строго до 22.00. А когда наступила осень, те самые настройщики его уже как родного взяли в свою контору на зимовку. Летом снова выпустили во двор. И так продолжается из года в год. Про этот двор дома № 3 во 2-м Новоподмосковном переулке знают уже даже очень известные музыканты – как-то там и оперу под пианино играли. "Состояние беспризорника вполне удовлетворительное, и это удивительно", – говорит Борис.
«
"Пианино, если не ошибаюсь, – "Лирика" и изготовлено какой-то мебельной фабрикой примерно в 1970-е годы. Это оказался настолько благодарный инструмент, который понял, что его спасли просто от гибели, и он держит строй в течение всего лета!"
Самое удивительное в этой истории, что на пианино не нападают вандалы, что в него никто не складывает пустые бутылки и его не пытались поджечь, притом что во дворе этом по вечерам собираются подростки и, бывает, пьют пиво и курят. Наверное, уже все жители двора воспринимают пианино как животное, которое приютили и за которое в ответе. Ну и музыка, конечно, тоже иногда облагораживает людей…
Брошенный приют
К несчастью, хэппи-эндом не может похвастаться другой проект. Его с энтузиазмом начинал пианист Петр Айду. Это было почти 20 лет назад, но в этом году, кажется, пропала последняя надежда.
Обитатели "Приюта роялей".
У Айду был "Приют роялей". Он собирал дореволюционные инструменты – старые рояли, часто просто выброшенные. Один без крышки, другой без ножек, все с поврежденной механикой, выбитыми клавишами и порванными струнами. Их надо было приводить в порядок, реставрировать в соответствии с исторической эпохой, в которой они создавались. А потом – либо пристраивать в хорошие руки, либо оставлять на ПМЖ в приюте: в чистоте, тепле, при постоянном уходе, чтобы на них можно было смотреть без жалости и, конечно, играть. Инструменты поступали в приют из разных мест и городов как в последнее прибежище. И практически все – раритеты. Это был почти готовый музей роялей. Но, как выяснилось, привлечь общественное внимание к собственной идее это одно, а получить просторное помещение и пригласить из-за рубежа реставраторов исторических роялей (у нас таких специалистов нет) – совсем другое дело. Как сказал Петр, люди, которые располагают возможностями помочь, не понимают, зачем это нужно. А те, кто понимает, не имеют возможности для достойной помощи.
"Приют роялей" как проект тает на глазах. И почти сто (!) его обитателей ютятся где-то по гаражам сочувствующих проекту, дышат бензиновыми парами…
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Фото из проекта "Приют роялей".
Обсудить
Рекомендуем