"Российская летопись". Кто на самом деле победил при Ватерлоо?

Венский конгресс установил новый баланс сил в Европе. В следующий раз серьезно кроить карту Старого Света будут после Первой мировой войны. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Девятого июня 1815 года завершился Венский конгресс, определивший политическое развитие Европы на весь XIX век.
В нем участвовали представители России, Британии, Австрийской империи, Пруссии, Франции, Испании, Португалии, Швеции.
По мысли Александра I, высокое собрание должно было законодательно закрепить передел Европы в пользу коалиции стран-победительниц, а также восстановить и укрепить монархические режимы Старого Света.
Венский конгресс европейских государств 1814 - 1815
Однако конгрессу пришлось на время приостановить свою работу – Наполеон сбежал с Эльбы…
Любопытно, как освещали парижские газеты продвижение Бонапарта по стране с момента его высадки на юге Франции и до второго восшествия на престол. Первое известие: "Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан". Второе известие: "Людоед идет к Грассу". Третье: "Узурпатор вошел в Гренобль". Четвертое: "Бонапарт занял Лион". Пятое: "Наполеон приближается к Фонтенбло". Шестое известие: "Его Императорское Величество ожидается сегодня в своем верном Париже".
Правда, Наполеон восстановил империю ненадолго – он был разгромлен в битве при Ватерлоо и окончательно лишился короны.
Герцен впоследствии написал: "Я не могу равнодушно пройти мимо гравюры, представляющей встречу Веллингтона с Блюхером в минуту победы под Ватерлоо. Я долго смотрю на нее всякий раз, и всякий раз внутри груди делается холодно и страшно... Они только что своротили историю с большой дороги по ступицу в грязь, ‒ в такую грязь, из которой ее в полвека не вытащат... Дело на рассвете... Европа еще спала в это время и не знала, что судьбы ее переменились".
Красиво! Пафосно! Но Герцен посмотрел на это эпохальное событие со своей, "революционной", так сказать, колокольни.
Картина «Битва при Ватерлоо». Вильям Сэдлер
"Большая дорога" ‒ это, получается, Французская революция и, как ее закономерное следствие, тирания Наполеона. Это ли было прогрессом для Европы?..
А знаете, кто на самом деле победил при Ватерлоо? Веллингтон? Блюхер? Да, конечно, и они тоже. Но был еще один победитель – английский банкир Натан Ротшильд... Объясню.
В начале сражения Наполеон сразу овладел преимуществом, начал наступление. А Веллингтон просто стоял насмерть. (Советский историк А.З. Манфред в монографии о Наполеоне писал: "Веллингтон не был военным гением, как его позднее изображали. Маркс с должным основанием говорил о нем как о посредственности. Но у него была бульдожья хватка. Он вгрызся в землю, и его было трудно вышибить с занятых им позиций").
Все шло к тому, что корсиканец выиграет. Эта ложная весть о победе Наполеона достигла Британии. И на старейшей мировой бирже – Лондонской – началась форменная паника. Ротшильд начал быстро продавать свои акции. Его примеру последовали и другие. Ценные бумаги вмиг превратились в мусор...
И тут помощник Ротшильда, некто Ротворд, находившийся при Ватерлоо, передает своему патрону срочную весть о победе союзников: на помощь Веллингтону вовремя подоспел Блюхер – и французы побежали. Говорят, что этот Ротворд то ли в бурю пересек Ла-Манш на утлом рыбачьем суденышке, то ли воспользовался голубиной почтой. Доподлинно не известно. Но как бы то ни было, Ротшильд первым из жителей Туманного Альбиона узнал о поражении Наполеона. Он по дешевке, почти даром, быстро скупил акции на бирже, заработав в итоге 40 миллионов фунтов стерлингов. Сумма по тем временам колоссальная!
Интересно, что позднее некоторые биографы Ротшильда опровергали подлинность этой истории. И правильно! Думается, банкир при случае и сам бы первым начал все опровергать. Говорят, что именно после этой сверхудачной операции Натан Ротшильд выдал свой исторический афоризм: "Кто владеет информацией – тот владеет миром"...
Так что Герцен зря говорил о дуэте победителей. Правильнее говорить о триумвирате: Веллингтон, Блюхер и Ротшильд. Кстати, наш пламенный революционер впоследствии и сам прибегнет к услугам Ротшильдов в одной весьма сомнительной сделке...
Лондонская фондовая биржа в Лондоне
Но вернемся на Венский конгресс. От Франции в нем участвовал министр иностранных дел Людовика XVIII Шарль Морис де Талейран-Перигор, в прошлом – министр Наполеона. Что, в общем-то, не удивительно. Ведь именно Талейран – автор афоризма: "Вовремя предать – значит предвидеть". Корсиканец в свое время хотел даже его повесить, но не решился. Может, и зря, что не решился...
На конгрессе, в час отдыха, к Талейрану, этому гению интриги, беспринципности и изворотливости, подошел его дальний родственник, обер-егермейстер русского двора Дмитрий Львович Нарышкин и спросил:
– Дядюшка! Скажите, чего, собственно, Наполеон искал в России?
Талейран, продолжая играть в карты, хладнокровно ответил:
– Страсть к путешествиям, мой друг, страсть к путешествиям...
Венский конгресс установил новый баланс сил в постнаполеоновской Европе. Восстановлены в династических правах французские и испанские Бурбоны, португальские Браганцы. Создан Германский союз. Папе Римскому возвращена власть над Ватиканом. Признан нейтралитет Швейцарии.
Реконструкция событий в честь прзаднования 200-летия битвы при Ватерлоо в Бельгии. Июнь 2015
А созданный Священный союз России, Австрии и Пруссии стал сильнейшим европейским дипломатическим объединением. По договору, эти государства обещали помогать друг другу в случае революций. Позднее к союзу присоединилось большинство стран Европы, кроме Ватикана, Османской империи и, конечно же, Британии.
Доминирующую роль на континенте стала играть Россия. Это было обусловлено всем ходом антинаполеоновских войн. России в Европе после падения режима Бонапарта и вплоть до Крымской войны не было равного по мощи государства. Это, конечно, не могло не раздражать Британию, Австрию и Францию. Они еще на конгрессе стали плести антирусские интриги. Впрочем, они не смогли помешать так называемому "четвертому разделу" Польши, в результате которого герцогство Варшавское, созданное Наполеоном, отошло к России.
Но не надо думать, что Австрия и Пруссия сидели сложа руки – они тоже оттяпали себе польские земли. Воевали-то они с Наполеоном не очень, но воспользоваться плодами победы, добытой русскими, всегда были рады.
Британцы тоже не остались в накладе: они оформили за собой Мальту, Цейлон, мыс Доброй Надежды, Гвиану и еще многое другое.
В следующий раз европейскую территорию кардинально будут перекраивать спустя 100 лет после Венского конгресса – по итогам Первой мировой войны.
В этом выпуске вы также услышите:
– Художник Василий Григорьевич Перов.
– Петр Яковлевич Чаадаев.
Слушайте полную версию программы:
Обсудить
Рекомендуем