Пермский государственный институт культуры выпустил целую плеяду нынешних звезд телевидения и кино. Здесь учились актриса Светлана Пермякова, артистка Марина Федункив и большинство "Реальных пацанов" из одноименного сериала – актеры Владимир "Вован" Селиванов, Стас "Эдик" Тляшев и Антон "Антоха" Богданов.
ТОГДА И СЕЙЧАС, ОПЫТ VS МОЛОДОСТЬ
Антон Богданов учился во ПГИКе не играть в шоу, а ставить его – он окончил ПГИК по специальности "режиссер театрализованных представлений и праздников". Но, судя по всему, подготовку в вузе дают добротную, раз выпускникам удается добиться большого успеха и в других областях:
«
"Конечно же, я не буду в этом отношении открывать Америку и скажу, что это были пока, на сегодняшний момент, лучшие годы: они были очень веселые, очень харизматичные. С мастерами мне работалось очень хорошо, и я застал еще, слава Богу, всех наших "стариков". Сейчас их место заняли другие, молодые ребята, даже те, с которыми я учился, они сейчас преподают в вузе. Но я очень рад, что получил именно советскую систему воспитания при разборах Олимпиады-80 и так далее. Это был огромный человеческий опыт, это были титаны с огромным бэкграундом, которым они, конечно же, делились", – говорит Антон Богданов.
Студент Денис Тютин сейчас учится по той же специальности, что и Антон Богданов, и точно не согласился бы со своим известным коллегой, что образование в ПГИКе уже не то:
«
"К каждому курсу у нас прикреплен художественный руководитель, мой худрук – это Назаров Сергей Александрович. Он входит в топ-15 ведущих Перми, действующий режиссер. Он рассказывает именно то, что сейчас актуально: какие документы надо собрать на мероприятие, где, с кем и как договариваться, какие есть сейчас действующие фирмы, которые могут быть нашими подрядчиками. И конкурентоспособность (такого образования, – ред.) высокая, потому что у нас есть преподаватели, как Сергей Александрович, а есть и те, у кого большой стаж, кто собрал за свою жизнь очень много материала, перебрал весь этот материал и дает нам сейчас самое лучшее. Получается смешение теоретических и практических знаний, и оно дает прямо очень высокий результат. Не во всех вузах это так".
ТЕАТР МАСС, ОПОЗДАНИЯ ПО СЕКУНДОМЕРУ И НЕНАВИСТЬ К СТАНИСЛАВСКОМУ
Один из преподавателей с огромным накопленным багажом знаний – это Руфина Козлова, заведующая кафедрой режиссуры театрализованных представлений, кандидат психологических наук, доцент. Руфина Павловна рассказывает, что представление, шоу – это театр масс, где прямые партнеры – люди, с которыми идет работа. А режиссер должен быть настоящим лидером, чтобы вести за собой команду, уметь раскрыть свою идею и отстоять ее. У мастеров есть свои приемы, как распознать "вожака стаи" студентов:
«
"Затеваем учебный показ, то есть каждый приготовил свой этюд на какую-то заданную тему. Кто будет режиссером общего показа..? И смотришь: кто руку тянет, а кто прячется. Того назначаешь, кто руку тянет. Они и пробиваются больше в жизни обычно. Но смелось тоже по-разному у всех приходит. Например, ребята из села комплексуют перед городскими. Городские готовы перья распускать! А потом к концу обучения ситуация переворачивается: начинают городские слегка гаснуть, а деревенские входят во вкус – и вперед! Паруса распускают".
Руфина Павловна – один из любимых худруков у студентов ПГИКа. Антон Богданов, бывший подопечный Козловой, очень хорошо помнит особенности методики преподавания своего мастера:
«
"Хочется сказать огромное спасибо нашему мастеру – Руфине Павловне: она нас приучила к очень многим вещам. В первую очередь, к дисциплине, которой так не хватает сейчас в творческом мире. Она приучила никогда не опаздывать, чтобы все было вовремя, четко. Для этих целей у нее всегда был с собой секундомер, и она засекала наши опоздания по секундомеру! И пунктуальность во мне выработалась просто на уровне подсознания, потому что минута опоздания на лекции по режиссуре стоила нам 10 страниц конспектов Станиславского! И мы ненавидели Станиславского: мы должны были его любить, но приходилось переписывать. Долги были у людей по 200-300 страниц. И к концу года мы должны были все законспектировать, сдавать, закрывать долги. И ненавидели, конечно, Станиславского!"
Богданов периодически приезжает в Пермь, не обделяет вниманием свою альма-матер. По словам Руфины Козловой, он сам предлагает провести мастер-классы и делится со студентами ПГИКа опытом.
ПОЛУМАРАФОН ЗА КУЛИСАМИ И ТЕАТР-ТЕАТР
Студенты Пермского института культуры считают огромным преимуществом возможность практиковаться параллельно с учебой. Денис Тютин, например, просто горит своей профессией:
«
"Мы занимаемся режиссурой концертов, театральных постановок, шоу-программ. Мой курс еще очень много времени уделяет работе, т.е. мы еще в студенческие годы начинаем развиваться именно в своей специальности, чтобы по выпуску у нас уже была какая-то база: знакомые, связи. Например, проходил международный марафон в Перми, и я был одним из участников постановочной группы. В первый день мы работали за сценой, бегали, звали артистов, контролировали весь процесс, который шел на сцене. Я ношу на руке фитнес-трекер и потом посмотрел, сколько шагов и километров я прошел – у меня получился полумарафон!"
Агния Слепцова учится на руководителя театрального коллектива и уточняет: в ее институте проходят не просто пары. Есть дни, посвященные лекциям, есть дни профильных предметов и дни репетиций, когда целый день отрабатываются постановки в аудиториях вуза. Но в стенах родного ПГИКа студентам бывает тесно, и тогда их творчество выливается далеко за пределы альма-матер, и даже за пределы Перми.
«
"Есть у нас Арт-резиденция, мы выступали на ее площадке с нашими спектаклями. Также у нас на Сцене-Молот в нашем драматическом Театре-Театре в апреле Неделя немецкой пьесы, у нас есть некоторые немецкие спектакли – немецкая драматургия. Мы ездим на театральные фестивали, эту возможность нам тоже предоставляет институт, также ребята у нас ездят на фестивали по речи. А в прошлом году у нас была практика, от вуза было распределение. Меня, например, направили в Краснокамск, в Краснокамскую театральную школу. И я поехала туда проходить практику по моей специальности – работать с театральным коллективом. И сейчас я там ставлю дипломный спектакль".
Каждый год в ПГИКе проходит более 200 творческих мероприятий. В институте немало студенческих организаций: молодежный театр Academia, Студенческое творческое объединение, Студенческий спортивный клуб "Культура", медиацентр, волонтерские отряды.
Автор Мария Меркулова, радио Sputnik
Слушайте аудиоверсию третьей части проекта радио Sputnik "Альма-матер":