Генеральное консульство России в Гуанчжоу попросило компетентные органы КНР объяснить необходимость просмотра телефонов и проверки переписки в мессенджерах при пересечении границы, рассказали РИА Новости в дипучреждении.
Ранее стало известно, что при въезде или транзите через некоторые китайские международные аэропорты миграционные власти будут выборочно проводить собеседования с путешественниками, проверять содержимое их телефонов, а также переписку в мессенджерах. Если проверяющие найдут компрометирующую, по их мнению, информацию, они могут запретить въезд в страну. После этого человека поместят в специальное помещение, к нему не пустят консульских должностных лиц или представителей авиакомпании. Ближайшим рейсом его отправят в страну, из которой он прибыл.
"С точки зрения закона, любая страна, являясь суверенным государством, имеет право ставить любые барьеры при проверке въезда на свою территорию", ‒ рассказал РИА Новости представитель генконсульства. Однако российские дипломаты направили ноту компетентным органам, чтобы убедиться, что "это не произвол со стороны китайских служащих".
Если цели въезда в страну незаконны, это не понравится любому государству, отметил в эфире радио Sputnik председатель правления Всероссийского объединения туристов Роман Бобылев.
«
"Получение визы в КНР – достаточно серьезный процесс, необходимо подготовить целый перечень документов с подтверждением цели пребывания. У нас есть и безвизовый, упрощенный обмен, но турист все равно должен предоставить исчерпывающую информацию о целях посещения КНР. Если цели незаконны, например, декларируется туризм, а человек занимается трудовой деятельностью, к тому же незаконной, это не понравится любому государству", ‒ сказал Роман Бобылев.
В то же время надо смотреть, насколько законно получение доступа к информации на электронных носителях, уверен эксперт.
«
"Контроль – это вопрос национальных приоритетов и интересов. Пограничники действуют в соответствии со своим национальным законодательством. Но надо смотреть, насколько законны досмотр и получение доступа к информации на электронных носителях", – сказал Роман Бобылев.
Другой вопрос ‒ насколько подобные методы контроля будут эффективны. Предположим, некий гражданин получает туристическую визу в некую страну, при этом злоумышляя по прибытии устроиться там на работу или незаконно "предприняться". О чем он заранее договорился при помощи переписки в мессенджере. Можно себе представить такую ситуацию? Легко. И в КНР, и в РФ, и где угодно.
Но возникает вопрос: что мешает такому нарушителю перед пересечением границы удалить выдающую его переписку ‒ а затем восстановить? Скорее всего, так он и сделает. Тогда ‒ в чем смысл проверок с их неизбежной нервотрепкой? И главный вопрос тут даже не в стрессе для проверяемых, которые почему-то попали под подозрение (неизвестно ‒ обоснованное или нет). Нервничать теперь будут и все остальные, вполне законопослушные туристы. Так что прояснить ситуацию хотелось бы как можно скорее.
Автор Семен Додатко, радио Sputnik