Подкасты - Радио Sputnik

Бомбардировка Белградского телецентра: "За минуты до того, как они умерли…"

В апреле 1999-го силы НАТО разбомбили здание главного государственного сербского телеканала РТС. 16 сотрудников канала погибли. Журналист Евгений Баранов называет события тех дней по-особенному противоестественным явлением. Его рассказ – в материале радио Sputnik.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Автор Таня Трикич (Tanja Trikic), радио Sputnik Serbia
Мультики, раскраски и война: сербское детство под бомбами НАТО
Военный корреспондент и автор документальных фильмов Евгений Баранов вспоминает, как весной 1999-го он работал корреспондентом российского канала в Белграде, как первый же натовский "Томагавк", направленный на сербскую столицу, навсегда "застрял" в его голове, и как ему довелось увидеть в Югославии много такого, что заставило его, взрослого мужчину, повидавшего не одну горячую точку, "повзрослеть второй раз".
По словам Евгения Баранова, несмотря на чудовищные эпизоды с гражданскими жертвами в Алексинце (Aleksinac) и Нише (Nis), никто всерьез не ожидал разрушительных бомбардировок Белграда, никто не мог представить, что будут бомбить столицу в центре Европы, чего не случалось ни разу с 1945 года. (Прим. ред: Алексинац подвергся бомбардировке 5 апреля 1999 года, погибли, по сербским данным, 11 гражданских, от 30 до 50 человек получили ранения. Алексинац затем бомбили еще раз – в ночь с 27 на 28 мая, еще трое погибших. Ниш бомбили многократно, в том числе 7 мая 1999-го – кассетными бомбами, 15 гражданских жертв).
Собеседник Sputnik в мельчайших подробностях помнит ту ночь, когда альянс решил приравнять телецентр к военным целям, мотивируя это тем, что "здесь куется пропаганда авторитарного режима":
«
"О бомбежке мы узнали почти мгновенно. Мы были в здании минут за 20-25 до того, как туда попали ракеты. Были рядом с этими людьми за каких-то двадцать минут до того, как они умерли… Моя первая мысль была: что же с ними стало?", – вспоминает Евгений Баранов.
Как обедненный уран "обогатил" флору, фауну и население Сербии…
Многие погибли – журналисты, редакторы, режиссеры, операторы, техники, гримеры, выполнявшие в тот момент свою работу. Самым младшим из убитых стал 25-летний помощник техника Дарко Стоименовски (Darko Stoimenovski), самым старшим – редактор телепередач Томислав Митрович (Tomislav Mitroviс).
«
"Мы не знали, к сожалению, а может быть, к счастью, никого из тех людей, которые делали тот выпуск и погибли. Потом много говорили о том, кто виноват, почему не вывели людей… Для меня это было с самого начала поразительным цинизмом: как можно обвинять людей в том, что они продолжают работать, когда их бомбят, и не обвинять тех, кто их разбомбил. Это же абсурд!", – рассказывает Евгений Баранов.
Люди, их истории, их лица, отразившиеся на них недоумение, страх и ярость, – вот что, по словам российского журналиста, навсегда врезалось в память тех, кто был тогда в Югославии и видел все собственными глазами:
«
"Я помню, как меня потряс один старик около здания Министерства внутренних дел, которое еще дымилось после бомбежки. Это был явно ветеран войны, под плащом была видна орденская планка. Он стоял и смотрел на все это. Я помню его глаза. На всю жизнь запомнил их. Потому что мы чувствовали, будто узнаем эту тревогу, как будто мы ее знаем. Он был участником войны. А мы – внуки участников…", – вспоминает журналист.
Евгению Баранову довелось в качестве военного корреспондента побывать в Чечне, в Афганистане и повидать много вооруженных конфликтов, но он утверждает, что бомбардировки Белграда выделялись из этого ряда, казались каким-то совершенно по-особенному противоестественным явлением:
«
"Белград – это было что-то, что вообще не могло произойти. Как-то совсем не складываются в одну картинку все эти бомбы, сирены воздушной тревоги и летние кафе, заполненные людьми, пьющими кофе в центре европейской столицы…", – говорит Евгений Баранов.
Как натовская бомба лишила Ратко Булатовича ног, но не силы духа
Собеседник Sputnik вспоминает, насколько лицемерной была риторика НАТО, насколько их действия расходились со словами о "гуманитарной миссии":
«
"Это был сплошной цинизм. Все, что они говорили. Элементарное, простое сопоставление того, что они говорят и того, что они делают, – это просто готовое определение понятия цинизм для Википедии. Что такое цинизм? Бомбардировки Белграда и Югославии в 1999 году!", – отметил журналист.
Помимо репортажей, уже позже, в 2007-ом, Баранов снял о Югославии документальный фильм "Косово – край. Обреченные на изгнание", к которому автор написал примечание: "Не ожидайте объективности и беспристрастности".
«
"Фильм делался под впечатлением от погрома 2004 года, который происходил на моих глазах (сербские погромы в Косово и Метохии 2004 года: по сербским данным, 28 погибших, 4000 сербов бежали из Косова, сожжено множество древних православных святынь и сербских домов – Прим. ред.). Ждать от меня беспристрастности после того, что я там видел, было немыслимо. И я счел возможным пойти по пути своих западных коллег, которые, никого не предупреждая об отсутствии беспристрастности, занимались прямой пропагандой войны на протяжении всех лет подготовки к бомбардировкам, и по сию пору занимаются тем же самым", – говорит журналист.
Смотрите видеоверсию истории:
Обсудить
Рекомендуем