Многострадальная Тереза Мэй уходит в отставку 7 июня. Объявляя об этом чудовищно печальном для нее событии, британский премьер была расстроена и не совладала с эмоциями. Ей, конечно, можно посочувствовать. Голос она уже срывала, убеждая упертых парламентариев в необходимости согласовать текст соглашения по Brexit'у. Теперь вот пустила скупую, нет, не мужскую, но премьерскую слезу. Да нет, даже не скупую слезу. Можно сказать, почти разрыдалась.
И ведь есть от чего. Ее карьерный период в качестве главы кабинета не назовешь удачным. Главное событие жизни Мэй как политика – формальное выведение Великобритании из "дружной европейской семьи" – превратилось из триумфа, как ей это наверняка виделось, в болото, мыльную оперу, откровенную нудятину. И по срокам, и по тексту договора, и по общению с Брюсселем, и по столь же бесконечным, сколь и бесплодным парламентским прениям. Хотелось в нынешнем марте победоносно заявить: Соединенное Королевство скинуло оковы Евросоюза и начинает новую, самостоятельную жизнь, в которой мировое влияние экс-империи и ее благосостояние только возрастут.
Но эти иллюзии рассеивались по мере приближения часа Х. А потом и сам час Х не пробил, а отодвинулся на осень. Да и нет никакой гарантии, что осенью Brexit станет историческим фактом. В таких условиях сохранять премьерский пост, находясь под угрозой принудительной отставки, даже Терезе Мэй оказалось не по силам. Хоть и называли ее некоторые тактично новой Маргарет Тэтчер, а другие несколько грубовато "мужиком в юбке". Платья и юбки, кстати, госпожа премьер не любила. Так что лучше уж уходить самой – позора так точно будет меньше. Видимо, из этого нехитрого соображения исходила глава кабмина, заявляя об отставке. Судя по всему, четвертое голосование по тексту соглашения, намеченное на июнь, Тереза Мэй бы уже не перенесла. Оно, небось, снилось ей в страшных снах. И окрашенный в пурпурные цвета закат на британо-ирландской границе – камень преткновения сторонников и противников разных вариантов Brexit – тоже, наверное, снился.
Теперь у Лондона появляются дополнительные проблемы: кто будет новым премьером и какую позицию в конечном итоге он займет? Столько ведь страстей уже который год бушует вокруг Brexit'а. И главное, не исключен новый референдум по этому вопросу, о чем можно было узнать из общения с парламентариями еще не заявившей об отставке Мэй. Если он состоится, то сам институт народного волеизъявления в Британии будет окончательно дискредитирован. А это уже позор для всей страны, а не одного, отдельно взятого ее гражданина. Пусть и с премьерским портфелем в руках.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik