Каждый год в начале мая повторяется одно и то же: у россиян откуда-то из-за рубежа спрашивают, почему они так "носятся" с этой победой – дело-то давно прошлое, пора бы и забыть. Вон у европейцев эти воспоминания давно уже сгладились в памяти, и вам, дескать, пора.
И каждый год приходится объяснять, что СССР потерял в этой войне гораздо больше, чем все западные страны – в том числе, и освобождая ту самую Европу. Что война пришла в каждую семью, оставила неизгладимый след. Объяснять это необходимо, потому что иначе совсем забудут или вообще припишут Победу кому-нибудь другому. Что и так пытаются делать – тех, кто хочет обесценить этот подвиг, хватает.
Вместо того чтобы скорбеть о потерях или радоваться тому, что Гитлера разбили, они обсуждают и осуждают тех, кто защищал тогда весь мир, извращают смысл нынешних парадов на Красной площади, подсчитывают, сколько иностранных лидеров приехало на праздник. В этот раз в Кремле отдельно объяснили, что никого специально не приглашают – дата неюбилейная. Как и в прошлом году – никаких особых приглашений не было, но с рабочими визитами тогда в Москву приезжали президент Сербии Александр Вучич и израильский премьер Биньямин Нетаньяху.
Может, узнав, что российская сторона не ждет никаких гостей, вечно недовольные комментаторы, наконец, сосредоточатся не на том, кто приехал, а кто нет, а на самом празднике. Это наша Победа, и ее ценность не зависит от того, делит ли с нами кто-то радость тех событий. Если в каких-то странах недовольны тем, что фашизм был сокрушен и победители теперь это празднуют, то это исключительно их проблемы.
Надежду на то, что этот подвиг не будет забыт, вселяет то, что Бессмертный полк, шествие которого началось однажды в Сибири, шагает по миру и добирается до разных стран. Шествия с портретами тех, кто сражался в Великой Отечественной войне, впервые прошли на Аляске и в Дохе. И уже традиционно ‒ в Нью-Йорке, в Вашингтоне, в Японии.
Да и почти по всему миру. Который все-таки видит, что правда – на нашей стороне.
Автор Мария Балябина, радио Sputnik