Автор Сенка Милош (Senka Milos), Sputnik Serbia
В 1999 году Ратко Булатович был заместителем начальника Белградского городского штаба гражданской обороны, который отвечал за обеспечение хоть сколько-нибудь нормальной жизни в сербской столице во время авиаударов НАТО. В течение тридцати шести дней он обходил город днями и ночами. Особенно опасно было как раз по ночам, когда натовские бомбы собирали самые "кровавые урожаи". Булатович разговаривал с людьми на улицах и в убежищах, поддерживал и подбадривал перепуганных до смерти горожан.
Весенняя ночь с 29 на 30 апреля стала для Белграда самой тяжелой. В ту ночь был разрушен символ Белграда – Авальская телебашня, а также здание Генштаба в самом центре города. Одну из центральных улиц столицы – улицу Князя Милоша бомбили дважды, и это несмотря на то, что район густо застроен жилыми домами. Рядом с Генштабом находились главные медицинские учреждения Белграда – Клинический центр и Центр экстренной медицины. Когда Булатович получил сигнал о начале бомбардировок центра города, он сразу же поехал туда.
«
"На месте я увидел много раненых и нескольких убитых. Жуткое зрелище. На соседнем перекрестке ждал светофора BMW с двумя молодыми ребятами внутри. Оба погибли на месте. В ту ночь был убит и полицейский, его голова лежала в нескольких метрах от тела. Эту картину я не смогу забыть уже никогда", – вспоминает ту страшную ночь Булатович.
Не прошло и минуты с момента приезда Булатовича и его коллег на место взрыва, как Центр оповещения подал сигнал тревоги: "В укрытие! Сейчас будет новый удар!".
Мощным взрывом Булатовича отбросило на другую сторону улицы.
«
"Я понимал, что ранен, пытался по рации связаться с коллегами, попросить у них помощи. Но радиосвязь из-за сильного взрыва прервалась. Потом я выпустил рацию из рук и потерял сознание. Я пролежал на этом месте каких-то 15-20 минут, я был в таком состоянии, что и спасательные бригады, и пожарные, и мои коллеги из Штаба думали, что я мертвый", – говорит Ратко.
Когда спасатели обнаружили, что тяжело раненый Булатович еще дышит, его немедленно доставили в больницу. Он очнулся в реанимации Центра экстренной медицины.
«
"Я чувствовал, что-то не так, изо всех сил пытался вытянуть шею и осмотреть себя. Я видел, что под простыней ничего нет. Я попросил у дежурного врача ручку и бумагу, потому что говорить я не мог из-за всех этих трубок. Я написал ему: "У меня есть ноги?" Но он не смог, не захотел мне тогда ответить. Сунул папку с моей запиской под мышку и вышел из комнаты. Что от меня осталась только половина, я узнал уже под вечер", – вспоминает Булатович.
Лишившись обеих ног, он провел в больнице всего месяц, затем поехал долечиваться домой. Очень скоро Ратко снова начал ходить на своих первых пробных протезах. Врачи и журналисты окрестили его "медицинским феноменом". Спустя всего пять месяцев после ранения, он сел в машину с ручным управлением и поехал на работу. Ноги, которых нет, болят до сих пор, реагируют на каждую перемену погоды. Спустя 20 лет не утихла и душевная боль, против которой нет лекарств.
«
"Через 7-8 минут после первой бомбардировки самолеты НАТО нанесли повторный удар. Намеренно. Чтобы нас уничтожить. Для меня НАТО – преступная организация, которая проливает невинную кровь. Они полетели за тысячу миль, чтобы бомбить нас, хотя я уверен, что пилоты даже не знали, почему нас убивают", – говорит Булатович.
Он уверен, что страшный для Сербии 1999 год больше не может повториться.
«
"С нами весь остальной свободомыслящий мир, который не хочет войн, не хочет агрессии, не хочет вторгаться на чужую территорию. Те страны, которые просто хотят свободной и спокойной жизни у себя дома", – говорит человек, чью жизнь раз и навсегда перевернула агрессия НАТО против Югославии.
Смотрите видеоверсию истории: