Культура

"Дневник читателя". Захар Прилепин "Некоторые не попадут в ад"

С критиком Галиной Юзефович обсуждаем новую книгу Захара Прилепина о войне в Донбассе, а с редактором Юлией Раутборт – роман "Игра с огнем" об отношениях в Tinder-эпоху.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Также в программе:
– Объявлен короткий список "Нацбеста". Стоит ли читать романы номинантов?
Участники:
– Захар Прилепин, писатель;
– Галина Юзефович, литературный критик;
– Юлия Раутборт, редактор современной зарубежной литературы издательства "Эксмо".
Ведущая: Наталья Ломыкина.
___________________________________________________________________________
СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР
В издательстве АСТ несколько дней назад вышла книга Захара Прилепина о войне в Донбассе "Некоторые не попадут в ад". На титульной странице малодушно значится "роман-фантасмагория", но совершенно ясно, что Прилепин использует свой талант блестящего прозаика, чтобы описать личный опыт войны в Донбассе, куда уехал два года назад. На презентации романа Захар рассказал, что написал эту книгу, потому что для него в жизни закончился определенный этап:
"Книга о событиях на Донбассе, о моих товарищах – живых и, к сожалению, уже павших. Это не публицистика, это не очерки, это не мемуары, именно роман. Как я узнал недавно, есть жанр non-fiction novel, когда действуют реальные персонажи, реальные герои и при этом книга не является документальной. Я сравниваю это с литературой, которую молодые советские писатели выдали сразу после гражданской войны, условно, "Конармия" Бабеля, где часть персонажей названа своими именами, часть переименована. Я раз сто в разных интервью говорил, что не буду писать о Донбассе. Разговоры о том, что я поехал собирать материал для нового романа меня подбешивали. Я ни строчки не написал за три года. Я всем рассказывал, что после Великой Отечественной войны и Бондарев, и Бакланов, и все, кто создал нормальную "офицерскую прозу", начали писать спустя лет 10 после окончания военных действия, и я себя с ними не равняю, но тоже подожду. Может быть, это связано с гибелью Захарченко, моего замечательного товарища, но после его смерти я понял, что эта часть истории "русской весны" 2014 года лично для меня закончилась, и есть возможность как-то ее осмыслить и осознать".
Литературный критик Галина Юзефович уже прочла книгу Захара Прилепина и совершенно с автором не согласна:
"Мне кажется, что Захар Прилепин немного преувеличивает, утверждая, что этот период его жизни закончился. Книга "Некоторые не попадут в ад" выглядит как сырая, неотрефлексированная, буквально живая еще материя, толком не успевшая отделиться от своего создателя. Чувствуется много эмоций, но все они пребывают в состоянии турбулентности. И, честно говоря, мне эта книга показалась нарушающей какие-то этические правила, потому что, естественно, когда человек пережил какой-то большой важный опыт, он думает, в первую очередь, о самом себе. В результате получившаяся у Прилепина книга выглядит, на мой вкус, избыточно эгоцентричной. Понятно, что происходящее в Донбассе – это трагедия общенационального, общеевропейского масштаба. Я совершенно не сомневаюсь в том, что Прилепин – правильный человек, чтобы написать в перспективе книгу о Донбассе. В авторской подводке к книге он пишет, что считал, что этому опыту нужно отлежаться. Я думаю, он был абсолютно прав".
О чем бы ни писал Захар Прилепин – о молодых безбашенных парнях из провинции, о Соловках, о русских поэтах или о бойцах в Донбассе, он делает это невероятно талантливо. В том, что Прилепин – настоящий писатель, сомнений ни у кого нет, особенно после получившего "Большую книгу" романа "Обитель" о соловецком лагере. Другое дело, что война в самопровозглашенной ДНР – тема спорная и пока еще слишком близкая и автору, и читателям. И если читать книгу Прилепина "Некоторые не попадут в ад", стоит иметь это в виду.
КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ
Продолжаем обсуждать переводные художественные романы этой весны.
Глава редакции зарубежной прозы издательства "Эксмо" Юлия Раутборт рассказывает о новинке, которую, видимо, будут активно обсуждать читатели молодые. Это роман Ханны Оренстейн "Игра с огнем". Саше Голдберг – 22 года, она живет в Нью-Йорке и работает матчмейкером, проще говоря, интернет-свахой – подбирает в Tinder пары для богатых, но одиноких. В арсенале современной свахи – сайты знакомств, интуиция и готовность завязывать контакты, чтобы проверить кандидата в реале. Ханна Оренстейн сама работала в таком агентстве, поэтому инсайт о мире виртуальных свиданий невыдуманный. Пишет она легко и остроумно, но слащавого финала и затертых сюжетных ходов не ждите: это только кажется в мире Tinder – раз-два и матч, а на деле все гораздо интереснее.
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
Литературная премия "Национальный бестселлер" объявила короткий список. По баллам Большого жюри возглавляет шорт-лист кинокритик Михаил Трофименков с книгой "XX век представляет. Кадры и кадавры". Это единственный нон-фикшн в списке и, на мой взгляд, очень специализированный, читать его тяжело. Вплотную за ним идет "Финист-Ясный Сокол" Андрея Рубанова , сказка, переработанная в духе славянского фэнтези, и не буду скрывать, что это мой фаворит – прекрасный, цельный, удивительным языком написанный роман.
Третьим претендентом стала Евгения Некрасова и сложная, откровенная, безусловно важная книга "Калечина-Малечина" о травле, о внутреннем мире подростка, да, в конце концов, просто о девочке, родители которой слишком заняты тем, чтобы просто выжить, и до того, что происходит в душе ребенка, у них дело не доходит. Также в коротком списке "Нацбеста" книга "Славянские отаку" автора, который пишет под псевдонимом Упырь Лихой. Ольга Погодина-Кузмина пишет на обложке, что это "убедительный, местами очень смешной, местами печальный наш с вами групповой портрет", но будьте осторожны – портрет в стиле жестких порномультфильмов хентай понравится отнюдь не каждому.
Также на Нацбест претендует роман Александра Етоева "Я буду всегда с тобой". И в моем личном списке это, пожалуй, еще один очевидный претендент на победу. "Я буду всегда с тобой" – завораживающая попытка Александра Етоева в жанре магического реализма заговорить две сильнейшие травмы: Великую Отечественную войну и ГУЛАГ. Самобытный роман о том, как легко искажается реальность, как быстро слабый человек теряет волю и сходит с ума, и как важно (и трудно) сохранять внутреннюю цельность.
Замыкает короткий список "Нацбеста" книга "Четверо" питерского прозаика Александра Пелевина, о которой сама я пока ничего сказать не могу, но на сайте премии сказано, что это "роман с элементами научной фантастики и неонуара", состоящий из трех сюжетных линий, развивающихся в разные времена. Стилистически он "наследует произведениям не литературным, а кинематографическим – "Солярису" Тарковского и "Твин Пикс" Дэвида Линча".
Пресс-секретарь премии Вадим Левенталь подчеркнул, что "следить за "Нацбестом" в этом году еще интереснее, чем всегда, а русская литература именно у нас снова доказывает, что она все-таки жива и еще задаст нам всем жару".
Теперь баллы, которые книги получили от Большого жюри, обнуляются. Принимать решение будет жюри Малое, куда вошел победитель прошлого сезона писатель Алексей Сальников , директор Санкт-Петербургского книжного салона Андрей Шамрай, общественный деятель Кристина Потупчик, юная певица Гречка и другие. Рецензии, отзывы и обсуждение можно почитать на сайте Нацбеста, и там, надо сказать, все время кипит активная литературная жизнь. Победитель "Национального бестселлера" будет объявлен 25 мая в Санкт-Петербурге.
Обсудить
Рекомендуем