Авторы

Ленин начал эту борьбу, им же и закончили

К уничтожению памятников первым приложил руку сам Ильич. Пример оказался заразительным. Наверно, так Дон Кихот, увидев очередную мельницу, тут же хватался за копье. Ленинские методы борьбы и в наше время успешно применяют многие соседи России.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В этот день, …лет назад
Двенадцатого апреля 1918 года был опубликован декрет Совнаркома за подписью Ленина "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции".
В нем, в частности, говорилось, что дореволюционные памятники, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью утилизации. (Причем в документе ничего не говорилось о создании, скажем, экспертной комиссии, которая бы дала оценку и определила критерии этого "интереса").
Установление Советской власти на территории России. Агитационный поезд "Октябрьская революция". 1918 г
Другим пунктом декрета предписывалось "мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической революции".
О мобилизации художественных сил – позднее. А сейчас о последствиях декрета по сносу памятников. Первым подал пример (и приложил руку!) сам Владимир Ильич. 1 мая 1918 года он принял участие в уничтожении в Кремле памятника-креста, воздвигнутого на месте убийства великого князя Сергея Александровича.
Комендант Кремля вспоминал:
"Когда я подошел, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем:
– Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это не хорошо, – и указал на памятник.
Я сокрушенно вздохнул:
– Правильно, – говорю, – Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило.
– Ишь ты, нашел причину! Так говорите, рабочих рук не хватило? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? – обратился Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса.
– Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите веревки.
Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон.
Церемониальный марш-парад солдатских и рабочих организаций на Красной площади в Москве. 1 мая. 1917 год
– А ну, дружно! – задорно командовал Владимир Ильич.
Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник.
– Долой его с глаз, на свалку! – продолжал распоряжаться Владимир Ильич.
Десятки рук подхватили веревки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду. Владимир Ильич вообще терпеть не мог памятников царям, великим князьям, всяким прославленным при царе генералам"…
Да что там памятники! Ленин говорил: "На Россию нам наплевать". (И действительно "плевали"!). По его замыслу: Россия – это только территория и население. Эти природные и людские ресурсы должны быть брошены во вселенский пожар ради победы "мировой революции".
Вскоре будут повсеместно снесены не только памятники императорам, скажем, Александру II или Александру III (поквитался за брата?), но и Ивану Сусанину в Костроме, герою войны за освобождение Болгарии от османского ига генералу Скобелеву. Но это только начало. Позднее, в 1920-1930-х годах, будут снесены: колонна Славы в Санкт-Петербурге в честь победы в русско-турецкой войне, сооруженная из 140 трофейных турецких пушек, памятник в честь Бородинского сражения на батарее Раевского, в Севастополе – усыпальница флотоводцев Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина, в Киеве – памятники святой Ольге и Столыпину, во Владивостоке – адмиралу Завойко, в Хабаровске – графу Муравьеву-Амурскому. В Суздале – усыпальница князя Дмитрия Пожарского, в Херсоне – памятник светлейшему князю Потемкину-Таврическому, в Новочеркасске – атаману графу Платову… Да разве все потери перечислишь? Кстати, досталось и многим генералам-героям Отечественной войны 1812 года. Интересно, как "слугам" царизма или просто за компанию?..
КРЕСТНЫЙ ХОД ЗНАМЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Теперь о советской монументальной пропаганде. Долго судили да рядили. Итоговый список, опубликованный за подписью Ленина 2 августа 1918 года в "Известиях", состоял из 66 фамилий в 6 частях (три шестерки – нарочно, что ли?).
Первая часть, конечно, пламенные революционеры. Начинался список со Спартака, Тиберия Гракха и Брута. Далее шли непременные и неразлучные Маркс с Энгельсом, а также Робеспьер с Дантоном (притом что первый казнил второго, или уже было некое предчувствие?), Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев и даже Фурье с Сен-Симоном.
Вторая часть – писатели и поэты. В списке: Лев Толстой, Достоевский (за "Бесов", что ли, он удостоился такой чести?), Лермонтов, Пушкин…
В часть, где разместили художников, каким-то образом попали Андрей Рублев и Александр Иванов (и это при том, что первый – "богомаз", а второй – почти что тоже самое). А в списке артистов всего две фамилии – Комиссаржевская да Мочалов (наверно, своих "артистов" хватало с избытком).
А потом на заседании комиссии при СНК от 22 августа 1918 г. было принято решение: "Ассигновать Народному комиссариату просвещения Отделу изобразительных искусств на постановку в Москве и Петербурге 80 (а цифра-то с каждым декретом растет! – мое прим.) памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, философии, литературы, науки и искусства авансом в счет сметы второго полугодия 1918 г. 560000 руб. с зачетом в эту сумму ассигнованных на тот же предмет 200000 (двухсот тысяч)".
Деньги немалые. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, скажем, как С.Т. Коненков и С.Д. Меркуров. Да вот материал-то был плохонький – в основном гипс и низкокачественный бетон. Разруха!.. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что враги советской власти подорвали. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма скульптором Б.Д. Королевым, действительно взорвали. Анархисты. Видно, очень оскорбились за своего вождя и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и угловатый получился.
Владимир Ленин в Кремле на первом Всероссийском коммунистическом субботнике. 1 мая 1920 года
Вспоминается анекдот. Париж, начало XX века. К художнику-авангардисту зашел его приятель, спрашивает: "Над чем работаешь?" Тот отвечает: "Да вот только-только портрет своей возлюбленной закончил". И показывает его приятелю. Тот долго смотрел, а потом говорит: "Надо же так измордовать любимую женщину!"...
Всех ошарашил (тут даже слово "поразил" не подходит) Меркуров, предложивший проект памятника "Карл Маркс, стоящий на четырех слонах". Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отклонило. А жаль!
А в 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в "Известиях" о том, какими должны быть монументы вождю мирового пролетариата: "В римской тоге и средневековой мантии фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Но наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой... Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников".
Да, эта ленинское рука, указующая в неопределенную туманную даль, всем будет хорошо знакома по сотням монументов Ильича. Еще и с кепкой в руке. Впрочем, композиция понятна. А представляете себе Ленина в римской тоге?! Чересчур? А если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они считали признаком варвара, обитателя германских лесов? Но хочу отметить другое: Красин все это говорил вполне серьезно – без единой капельки мудрой и спасительной самоиронии…
Памятник Ленину и 100 лет ВЛКСМ в Нижнем Новгороде. 29 октября 2018
А ведь еще были и монументальные агитки-надписи: "Религия — опиум для народа", "Кто не работает, тот не ест"... Эти лозунги позднее удачно, с иронией будут воспроизведены в фильмах Л.И. Гайдая "12 стульев" и "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".
Или вот еще лозунг –"Кто чувствует, что на его стороне право, тот должен итти напролом". Видел эскиз этого барельефа. Он представляет собой некую архаичную фигуру человека с палкой, очень похожего на классическое изображение неандартальца.
А крест великому князю Сергею Александровичу в Кремле все-таки восстановили. Кстати, автором снесенного Лениным сотоварищи памятника был Виктор Михайлович Васнецов. Эх, чудо-богатыри!..
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Обсудить
Рекомендуем